Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей Емельянова А.Ф., Кандаковой Л.Ю.
при секретаре Ивлевой О.А.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Беловского городского округа ФИО11 на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2016 года по делу по иску Копыловой Ю.А. к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Копылова Ю.А. обратилась с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что она, Копылова (Рассамахина) Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из категории детей-сирот, так как родители: мать - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации Беловского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ, она включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как не имела ни на праве собственности, ни на праве пользования жилого помещения. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, членом семьи нанимателя жилого помещения также не являлась.
ДД.ММ.ГГГГ истица вышла замуж, на сегодняшний день с семьей проживают в служебной однокомнатной квартире по адресу: "адрес", которую мужу предоставили по договору найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ.
С момента включения в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обстоятельства не изменились, жильем Копылова Ю.А. не обеспечена до настоящего времени.
По данным на ДД.ММ.ГГГГ в списке сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, числится за номером - N.
ДД.ММ.ГГГГ истице исполнится 24 года, замужем, имеет двух малолетних детей. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N15-ФЗ от 29.02.2012 в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регламентирующую дополнительные гарантии прав на имущество, ее право на жилое помещение наступило, но не реализовано до настоящего времени.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2016 года постановлено:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Копыловой Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное на территории Беловского городского округа площадью не менее 21 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Беловского городского округа ФИО11 решение просит отменить, отказа в удовлетворении иска, указывая, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещение детям-сиротам вне очереди. Кроме того, судом не исследовался вопрос наличия свободного муниципального жилищного фонда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что Копылова Ю.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N-п попечителем несовершеннолетней Рассамахиной Ю.А. на основании личного согласия назначена ФИО4, закреплено за Рассмахиной Ю.А. право пользования жилым помещением по адресу "адрес", с запрещением до ее совершеннолетия совершения сделок по отчуждению указанной недвижимости в данный период.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и Рассамахина Ю.А. заключили брак, вследствие чего Рассамахиной Ю.А. присвоена фамилия Копылова.
Согласно справке начальника Управления Архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ N отдел по учету и распределению жилой площади Администрации Беловского городского округа сообщает, что Копылова Ю.А. распоряжением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок - сирота.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Копылова Ю.А. состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за номером 129.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в действующей редакции, статьей 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ, пришел к правильному выводу о том, что Копылова Ю.А. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда без учета какой-либо очередности.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является законным и обоснованным, учитывая следующее.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 абз. 4 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно положениям указанной статьи, в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года. Суд верно указал, что ни статья 8, ни иные статьи указанного Федерального закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ от 21.12.1996 года, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 приведенного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно ст. 7 названного Закона, норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв. м на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании Постановления Администрации Беловского городского округа N 93-п от 23.04.2013 года "Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории Беловского городского округа (минимальный размер площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма) в размере 21 кв. метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В рассматриваемом случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка, что фактически означает признание уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка по своей природе является исключительно процедурной деятельностью, направленной на учет и систематизацию лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апеллянта о том, что очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам установлена, в частности, Порядком формирования списка детей-сирот, утвержденном Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2013 N 132 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения", судебная коллегия отклоняет, так как данный Порядок регламентирует иные вопросы, не связанные с непосредственным предоставлением жилых помещений.
Такой порядок установлен ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. Какие-либо указания на очередность предоставления жилых помещений, кроме дублирующих положений о формировании списка детей-сирот, данный закон не содержит.
Положения перечисленных выше норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, и предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения
Доводы жалобы о том, что обеспечение истца жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может быть принята во внимание, поскольку возможность наступления указанных последствий будет результатом исключительно ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, закрепленных федеральным законодательством, поскольку на получение жилого помещения истица имеет равные права по отношению к иным лицам данной категории, по отношению к которым ответчик также несет равные обязанности.
Кроме того, предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов.
Нормы материального права применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Беловского городского округа ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий: Ларионова С.Г
Судьи: Емельянов А.Ф.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.