Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.,
судей: Чудиновой Т.М., Жуленко Н.Л.
при секретаре: Гилевой К.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года
по делу по иску Шорохова А.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Таштаголе Кемеровской области о признании решения УПФ РФ об отказе в назначении пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Шорохов А.Е. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе Кемеровской области о признании решения УПФ РФ об отказе в назначении пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в г. Таштаголе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с тем, что отсутствует специальный стаж. При этом, при подсчете специального стажа ответчик не учел период прохождения истцом службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 7 дней). Считает, что Управление ПФР г. Таштагола нарушило его права в части назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, так как в соответствии с ранее действующим законодательством, срок прохождения военной службы в армии включался в подсчет специального стажа.
Просил суд признать решение Управления пенсионного фонда России в г. Таштаголе от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда России в г. Таштаголе засчитать ему период прохождения военной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 7 дней) в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Шорохов А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Таштаголе Кемеровской области - Ащеулова Т.П., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года постановлено:
Исковые требования Шорохова А.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Таштаголе Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении пенсии Шорохову А.Е..
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Таштаголе Кемеровской области включить в специальный страховой стаж Шорохова А.Е. период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Шорохову А.Е. досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе заместитель начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Таштаголе Кемеровской области Рыжова С.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что суд необоснованно применил к спорным отношениям Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590., так как данное Положение не предусматривало право на назначение пенсии по выслуге лет - при выполнении определенной работы в течение определенного периода времени и независимо от возраста пенсионера. Данный вид пенсии возник только в связи с вступлением в силу Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 N340-1.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1992 N481 был утвержден Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет. То есть нормами ранее действующего законодательства право на данный вид пенсии не предусматривалось.
Кроме того, полагает, что п.109 Положения подлежит применению только при назначении пенсии в соответствии с п.16 - только со снижением возраста при выполнении работ, предусмотренных Списком N1 и N2.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт, рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках., машинистам: горных выемочных, машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Шорохов А.Е. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе от ДД.ММ.ГГГГ N Шорохову А.Е. было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия специального стажа, так как, по мнению комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Таштаголе, на дату обращения его специальный стаж составил 24 года 26 дней.
При этом в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости не был засчитан период прохождения истцом службы в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии УПФР (ГУ) в г. Таштаголе N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 8-9).
Полагая, что Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Таштаголе необоснованно в специальный стаж не зачтен период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Шорохов А.Е. обратился с соответствующими требованиями в суд.
Разрешая заявленные требования Шорохова А.Е. суд обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в рядах Советской армии (военный билет НА N л.д.16-20).
Из трудовой книжки истца видно, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Казском рудоуправлении Сибирского научно - производственного горнорудного объединения "Сибруда" учеником стволового на подземных работах (л.д.11).
В соответствии с п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, так как период службы истца в Советской Армии приходится на период действия указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. "к" п.109), засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом, п.109 указанного Положения установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд первой инстанции правильно учел, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку период службы в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 01.01.2002, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий, суд пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.
Поскольку специальный стаж истца, с учетом спорного периода службы в рядах Советской армии на день обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Таштаголе составлял более 25 лет, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", с момента обращения за ней, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, являются правильными, так как они основаны на анализе законодательства, мотивированы, соответствуют требованиям закона. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.М.Чудинова
Н.Л.Жуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.