Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Слепцовой Е.В.
судей Акининой Е.В., Сорокина А.В.
при секретаре Амосовой Т.С.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Слепцовой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Гурьевского муниципального района
на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 июля 2016 года по делу по иску Главного государственного санитарного врача по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Комресурс", администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Главный государственный санитарный врач по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Комресурс", администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свои требования мотивировал тем, что ООО "Комресурс" в срок до 01.04.2016 года не выполнено предписание Главного государственного санитарного врача по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Кемеровской области N92 от 11.09.2015 года, а именно:
п.1 предписания - не ограждены зоны строгого режима источников водоснабжения (скважины с. Горскино ул.ул. Революционная, Лялина, д. Подколенная, д. Апрелька, пос. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул. Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный); территория первого пояса ЗСО источников водоснабжения д. Кулебакино, д. Усть Канда, с. Ур Бедари, с. Горскино, д. Подколенная, д. Апрелька, п. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул.ул. Лесная, Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, отсутствуют водоотводные канавы, что не исключает возможность попадания паводковых вод в источник водоснабжения; дорожки к водопроводным сооружениям не имеют твердого покрытия (скважины д. Кулебакино, с. Горскино ул. Лялина, с.
Ур Бедари, д. Апрелька, д. Подколенная, п. Тайгинский леспромхоз) в соблюдении требований п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
п. 2 предписания - качество питьевой воды не доведено до соответствия требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям и показателям "жесткость", "цветность" на вышеуказанных источниках водоснабждения в соблюдении п.п. 3.3, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Таким образом, ООО "Комресурс", предметом деятельности которого является водоснабжение потребителей, обслуживание и обеспечение устойчивой, бесперебойной работа объектов водопроводного хозяйства, эксплуатация и ремонт объектом, нарушает санитарно - эпидемиологическое законодательство.
Собственником муниципального имущества коммунальной инфраструктуры, необходимого для организации питьевого водоснабжения на территории Гурьевского района, является Муниципальное образование Гурьевский район в лице администрации Гурьевского муниципального района.
Просил обязать ООО "Комресурс", администрацию Гурьевского муниципального района в срок до 01.10.2016 года осуществить следующие мероприятия:
оградить территории зоны строгого режима источников водоснабжения (скважина с. Горскино ул.ул. Революционная, Лялина, д. Подколенная, д. Апрелька, пос. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул. Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный);
организовать подачу гражданам - потребителям на территории муниципального образования (п. Сосновка, с. Новопестерево, п. Урск, п. Заречный доброкачественной питьевой воды, довести качество питьевой воды до соответствия требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям;
произвести планировку территории первого пояса ЗСО источника водоснабжения (скважины д. Кулебакино, д. Усть Канда, с. Ур Бедари, с. Горскино, д. Подколенная, д. Апрелька, п. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул.ул. Лесная, Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный) с организацией отвода поверхностного стока за ее пределы;
обустроить твердым покрытием дорожки к сооружениям (скважины д. Кулебакино, с. Горскино ул. Лялина, с. Ур Бедари, д. прелька, д. Подколенная, п. Тайгинский леспромхоз) (л.д. 2-7).
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 июля 2016 года постановлено:
Исковые требования Главного государственного санитарного врача по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Комресурс", администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО "Комресурс", администрацию Гурьевского муниципального района осуществить следующие мероприятия:
1. Оградить территории зоны строгого режима источников водоснабжения (скважина с. Горскино ул.ул. Революционная, Лялина, д. Подколенная, д. Апрелька, пос. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул. Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный).
2. Организовать подачу гражданам - потребителям на территории муниципального образования (п. Сосновка, с. Новопестерево, п. Урск, п. Заречный) доброкачественной питьевой воды, довести качество питьевой воды до соответствия требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям.
3. Произвести планировку территории первого пояса ЗСО источника водоснабжения (скважины д. Кулебакино, д. Усть Канда, с. Ур Бедари, с. Горскино, д. Подколенная, д. Апрелька, п. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул.ул. Лесная, Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный) с организацией отвода поверхностного стока за ее пределы.
4. Дорожки к сооружениям (скважины д. Кулебакино, с. Горскино ул. Лялина, с. Ур Бедари, д. Апрелька, д. Подколенная, п. Тайгинский леспромхоз) обустроить твердым покрытием.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения указанных действий до 01.10.2016 года
Взыскать с ООО "Комресурс" государственную пошлину в доход местного бюджета ... рублей (л.д. 62-65).
В апелляционной жалобе администрация Гурьевского муниципального района просит решение суда отменить, указывая, что оснований для возложения на нее обязанностей по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства не имелось, так как виновником несоблюдения требований закона согласно постановлению мирового судьи судебного участка N2 Гурьевского городского судебного района Кемеровской области от 25.05.2016 года является ООО "Комресурс".
Кроме того, коммунальные услуги потребителям оказывает непосредственно ООО "Комресурс", то есть в силу закона ООО "Комресурс" обязано следить за соответствием качества поставляемых услуг установленным нормативам (л.д.68-71).
Истцом принесены возражения на апелляционную жалобу (л.д. 73-74).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Главного государственного санитарного врача по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Кемеровской области Конькова О.С.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по доводам представленным в материалы дела возражениям, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
Согласно ст.2. Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством соблюдения юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст.8 указанного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями пункта 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 года N70-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Законом и санитарными нормами установлены требования к питьевой воде и к источникам водоснабжения.
Согласно п.п. 1,2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озелена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п.3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Как установлено судом первой инстанции, предметом деятельности ООО "Комресурс" является водоснабжение потребителей, обслуживание и обеспечение устойчивой, бесперебойной работа объектов водопроводного хозяйства, эксплуатация и ремонт объектов.
Объекты коммунальной инфраструктуры (все указанные источники водоснабжения), для пользования по целевому назначению: обеспечение оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Гурьевского муниципального района гражданам и юридическим лицам, предоставлены ООО "Комресурс" по договору хранения, заключенному
года с муниципальным образованием Гурьевский муниципальный
район, которое является собственником объектов, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 25.05.2016 года ООО "Комресурс" подвергнуто наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не выполнило в установленный срок законного предписания, выданного должностным лицом, уполномоченным осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства (л.д. 19-20).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался вышеприведенными нормами права, поскольку было установлено, что ООО "Комресурс" при осуществлении деятельности допущено нарушение норм санитарно-эпидемиологического законодательства: не ограждены зоны строгого режима источников водоснабжения (скважины с. Горскино ул.ул. Революционная, Лялина, д. Подколенная, д. Апрелька, пос. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул. Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный); территория первого пояса ЗСО источников водоснабжения д. Кулебакино, д. Усть Канда, с. Ур Бедари, с. Горскино, д. Подколенная, д. Апрелька, п. Тайгинский леспромхоз, п. Сосновка ул.ул. Лесная, Ленинская, д. Чуваш Пай, п. Заречный не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, отсутствуют водоотводные канавы, что не исключает возможность попадания паводковых вод в источник водоснабжения; дорожки к водопроводным сооружениям не имеют твердого покрытия (скважины д. Кулебакино, с. Горскино ул. Лялина, с. Ур Бедари, д. Апрелька, д. Подколенная, п. Тайгинский леспромхоз) в соблюдении требований п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (пункт 1); качество питьевой воды не доведено до соответствия требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям и показателям "жесткость", "цветность" на вышеуказанных источниках водоснабжения в соблюдении п.п. 3.3, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (пункт 2).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что ответственность за организацию водоснабжения населения, которая включает в себя обустройство, планировку территории источников водоснабжения, ответственность за ненадлежащее качество питьевой воды, лежит, в том числе, на ответчике - администрации Гурьевского муниципального района.
В соответствии с пп. 4.3 п.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ч.1 п.1 Федерального закона от 07.12.2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 10 п.1 Федерального закона от 07.12.2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции и сводятся к переоценке выводов суда, между тем, оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а потому решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гурьевского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Слепцова
Судьи: Е.В. Акинина
А.В. Сорокин
Согласовано 26.09.2016 судья Слепцова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.