Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Лавник М.В., Пастухова С.А.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российскойц Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранова ЕС по доверенности от 26.10.2015г. N
на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 28 июня 2016 года
по делу по иску Степанова СЯ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании права на дополнительное социальное обеспечение,
УСТАНОВИЛА:
Степанов С.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) о признании права на дополнительное социальное обеспечение.
Требования мотивированы тем, что 29.03.2016 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Решением ГУ УПФ РФ от 27.04.2016 N ему было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Из протокола комиссии ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) от 25.04.2016 N следует, что Степанову С.Я. требуется 25 лет специального стажа работы, имеется 23 года 9 месяцев 28 дней. В специальном стаже Степанова С.Я. период прохождения службы по призыву - с 23.11.1982 по 12.11.1984 - не учтен.
Данное решение считает незаконным, нарушающим его конституционные права. Непосредственно до службы в рядах Вооруженных Сил и после нее он работал подземным электрослесарем III разряда на шахте "Центральная", то есть трудился на работах с тяжелыми условиями труда, которые включаются в подсчет специального стажа при назначении пенсии по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Считает, что имеющийся у него специальный стаж с учетом периода службы в Советской Армии составляет 25 лет 9 месяцев 17 дней, в связи с чем у него имеется право на дополнительное социальное обеспечение.
С учетом уточненных требований просит суд признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) от 27.04.2016 N об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии;
признать за ним право на утверждение дополнительного социального обеспечения и обязать ответчика включить ему в стаж для установления дополнительного социального обеспечения период прохождения им военной службы с 23.11.1982 по 12.11.1984 (1 год 11 месяцев 21 дней);
обязать ответчика установить ему дополнительное социальное обеспечение с 01.05.2016;
взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 44-46).
Степанов С.Я. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил удовлетворить. От требования о взыскании с ответчика в его пользу расходов по уплате государственной пошлины отказался, последствия отказа ему разъяснены и понятны (л.д. 61).
Суд в соответствии со ст. 220 ГПК РФ принял отказ Степанова С.Я. от требования о взыскании с ответчика в его пользу расходов по уплате государственной пошлины.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) Баранов Е.С. исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 28 июня 2016 года постановлено:
"Удовлетворить иск Степанова СЯ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании права на дополнительное социальное обеспечение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 27.04.2016 N об отказе в назначении Степанову СЯ ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Степанову СЯ в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности", период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23.11.1982 по 12.11.1984.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить Степанову СЯ ежемесячную доплату к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.05.2016".
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) Баранов Е.С. с решением суда не согласен.
Полагает, суд не учел, что согласно статье 1 Закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в специальный стаж учитывается работа в организациях угольной промышленности по добыче угля и сланца и на строительстве шахт. Период службы в армии в указанной норме не поименован. Истец в названный период не был занят на данных работах.
На доводы апелляционной жалобы Степановым С.Я. принесены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить в силе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав истца Степанова С.Я., просившего решение оставить без изменения, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Степанов С.Я. с 15.05.2011 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 51). При назначении указанной пенсии ему учтен специальный стаж в подземных условиях 18 лет 9 месяцев 10 дней. Период службы в составе Вооруженных сил СССР с 23.11.1982 по 12.11.1984 Степанову С.Я. в специальный стаж не включен (л.д. 52-54).
29.03.2016 Степанов С.Я. обратился в ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии за особые условия труда в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (л.д. 35-36).
Решением от 27.04.2016 N ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) отказало Степанову С.Я. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии за особые условия труда в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (л.д. 8).
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.04.2016 N Степанову С.Я. отказано в назначении такой доплаты к пенсии по старости по причине отсутствия у него необходимого специального стажа 25 лет (без спора засчитан специальный стаж 23 года 9 месяцев 28 дней) (л.д. 9). В специальный стаж Степанова С.Я. период службы в составе Вооруженных сил СССР с 23.11.1982 по 12.11.1984 (1 год 11 месяцев 20 дней) не учтен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусматривалось, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из справки ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области" от 25.11.2014, выданной на основании учетной карточки, а также из данных военного билета следует, что Степанов С.Я. с 23.11.1982 по 12.11.1984 проходил службу в составе Вооруженных сил СССР (л.д. 22, 23).
Согласно записям трудовой книжки (л.д. 12) Степанов С.Я. до службы в Вооруженных Силах СССР и непосредственно после нее работал на подземных работах с особым характером труда, дающим право на пенсионное обеспечение по Списку N 1. Указанные периоды работы истца зачтены ответчиком без спора в специальный стаж истца в связи с работой в подземных условиях (л.д. 31, 53).
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 5 данной статьи (в редакции до 1 января 2010 года) конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может осуществляться по их выбору в указанном порядке с применением вместо общего (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного)
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 указанного Федерального закона в редакции закона от 24 июля 2009 N 213-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2010, применяется лишь порядок подтверждения стажа, но не его исчисления.
С самого начала действия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" была предусмотрена оценка пенсионных прав граждан по ранее действовавшим порядку и правилам.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву, необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, и правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы в армии по призыву истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, поскольку ранее действовавшим законодательством - пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О, Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.
В связи с тем, что с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" с зачетом в специальный стаж периода службы в армии по призыву истец обратился 29.03.2016, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность осуществить такой перерасчет с 01.05.2016.
Таким образом, при разрешении данного спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, всесторонне и полно исследовал совокупность имеющихся доказательств, дал им надлежащую оценку, применил к спорным правоотношениям соответствующие нормы материального права.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмены по существу правильного судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранова Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.