Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей Акининой Е.В., Сорокина А.В.,
с участием прокурора Ерынич М.В.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ФКУ "Мариинская воспитательная колония ГУФСИН по Кемеровской области" - Хохлова П.С.
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 года,
по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению Мариинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области, с учетом уточнений просит обязать ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области оборудовать прикотельную площадку по нормам, установленным в п.3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, в срок не позднее 01.09.2017 года, а также возложить на ФСИН России при недостаточности денежных средств у ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области субсидиарную ответственность по оборудованию прикотельной площадки по нормам, установленным в п.3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, в срок не позднее 01.09.2017 года.
Требования мотивированы тем, что Мариинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со специалистом центра гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области по г. Мариинску проведена проверка деятельности ФКУ Мариинской ВК ГУФСИН России по Кемеровской области в мае 2016 года в сфере несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой были выявлены нарушения федерального законодательства в данной области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории котельной производственного участка ФКУ МВК с подветренной стороны по отношению к жилым корпусам колонии и жилой застройки (юго-восток, восток) складируется угольный шлак на открытой, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров зоне в количестве 800 м 3, который вывозится с территории учреждения собственным автотранспортным средством, но не в полном объеме. Данный угольный шлак хранится на твердом покрытии без брезента (навеса), обваловки и без ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением п.3.7 СанПиН 2.1.7. 1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
В связи с тем, что по результатам ранее проведенной прокуратурой области проверки выявлен факт о невыполнении в полной мере администрацией учреждения требований установленных и обязательных к соблюдению норм по вывозу угольного шлака прокуратурой Кемеровской области от 30.10.2015 внесено представление на имя начальника ГУФСИН России по Кемеровской области с требованием об их устранении.
Согласно ответу ГУФСИН России по Кемеровской области от 30.11.2015 года N ... работу по вывозу угольного шлака с территории котельной ФКУ МВК планировалось завершить в первом квартале 2016 года. Однако требования прокурора, указанные в представлении, выполнены не в полном объеме. Действия руководителя ФКУ МВК в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления являются незаконными.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России - Крикавцова Н.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 года постановлено:
Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению Мариинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий удовлетворить полностью.
Обязать федеральное казенное учреждение "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области оборудовать прикотельную площадку по нормам, установленным в п.3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, в срок не позднее 01.09.2017 года.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России при недостаточности денежных средств у федерального казенного учреждения "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области субсидиарную ответственность по оборудованию прикотельной площадки по нормам, установленным в п.3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, в срок не позднее 01.09.2017 года (л.д. 108-111).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ "Мариинская воспитательная колония ГУФСИН по Кемеровской области" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а именно, в соответствии с п.3.2. и п.3.4. СанПиН 2.1.7.1322-0, временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории на открытых, специально оборудованных для этого площадках, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов. Учитывая то, что угольный шлак является малоопасными отходами (протокол лабораторных испытаний N ... от 27.06.2016 (л.д. 44-47) и протокол лабораторных испытаний N ... от 12.06.2016 (л.д. 88-89)), он может использоваться без ограничений (согласно п.5.3.4. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ -99/2009)") и храниться на открытом приемнике-накопителе.
Судом также не учтено, что колонией соблюдаются условия хранения угольного шлака, а приемник-накопитель соответствует п.3.7. СанПиН 2.1.7.1322-0: площадка расположена с подветренной стороны по отношению к общежитиям, где проживают осужденные, и административному зданию;
поверхность площадки имеет искусственное водонепроницаемое стойкое покрытие (выложено бетонными плитами);
поверхность приемника-накопителя защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, путем укрытия брезентовой армейской палаткой;
вся территория котельной огорожена металлическим забором, высотой более 2-х метров, что снижает неблагоприятное воздействие отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не были проверены и правовая оценка им не давалась (л.д. 116-117).
На апелляционную жалобу прокурором Мариинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях принесены возражения (л.д.122-123).
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Крикавцову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, прокурора Ерынич М.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: ... обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; ... обеспечивать охрану здоровья осужденных; ... осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 данного закона запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Согласно п.3 ст. 14 данного закона на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п.З ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7. 1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.04.2003 года при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно ч.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о соответствии требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования лечебно-профилактических, фармацевтических и коммунально-бытовых организаций (л.д.6-7) площадка для хранения зольно-шлаковых отходов, расположенная на территории ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области не соответствует требованиям: п.п.3.7, 3.12, 3.15 СанПиН 2.1.7. 1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Из справки начальника ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.8) усматривается, что в учреждении имеется котельная, которая обеспечивает теплоснабжением все объекты учреждения. Котельная находится на территории промышленной зоны и эксплуатируется ФКУ Мариинская ВК.
Из справки начальника ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.9) усматривается, что в 2016 году учреждением договора и контракты на вывоз шлака не заключались из-за отсутствия денежных средств из ГУФСИН России по Кемеровской области. Вывоз шлака производится своим транспортом, находящимся в учреждение.
Из справки начальника ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.10) усматривается, что в учреждении на территории котельной промышленной зоны складирован в бурт шлак в количестве 800 м.куб.
Из справки начальника ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д. 11) усматривается, что в учреждение отсутствует проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение. Инвентаризация отходов производства и потребления не производилась. Учет движения отходов в журнале движения отходов не ведется. Журнал движения отходов отсутствует.
Из справки начальника ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.12) усматривается, что паспорт опасных отходов, документации на транспортирование и передачу отходов 1-4 класса опасности в учреждение отсутствует.
Из Устава ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.21-23) усматривается, что ФКУ "Мариинская ВК" ГУФСИН России по Кемеровской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в ведении ФСИН России.
Из контракта N ... на проведение лабораторных исследований (испытаний) от 22.06.2016 года (л.д.38-41), заключенного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" и ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области, усматривается, что исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг в рамках производственного контроля, проводимого заказчиком в соответствии с осуществляемой им деятельности проведению лабораторных исследований (испытаний) проведение измерений, и выдачу заключения по результатам проводимых исследований.
Из протокола лабораторных испытаний N 565 от 27.06.2016 года (л.д.44-47) усматривается, что МЭД гамма - излучение однородно вдоль на поверхности шлака. Локальных источников не выявлено.
Из договора N ... на проведение лабораторных исследований (испытаний) от 30.06.2016 года (л.д.48-51), заключенного между центром гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области и ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области, усматривается, что исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: в рамках производственного контроля, проводимого заказчиком в соответствии с осуществляемой им деятельностью, определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов в пробах шлака методом гамма-спектрометрии и выдачу заключения по результатам проводимых исследований, оказание информационных и консультационных услуг.
Из протокола лабораторных испытаний N ... от 12.06.2016 года (л.д.88-89) усматривается, что по результатам измерений удельной активности естественных радионуклидов исследований материал относится к первому классу по радиационному признаку и может использоваться без ограничений согласно п.5.3.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области, были выявлены нарушения требований закона в сфере несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой были выявлены нарушения федерального законодательства в данной области.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях воспользовался указанным правом. Невыполнение законных требований прокурора о соблюдении требований закона в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и необходимостью оборудования прикотельной площадки по нормам, установленным в п.3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, в срок не позднее 01.09.2017 года, может повлечь неблагоприятные последствия для действительно неопределенного круга лиц. Контингент, содержащихся в ФКУ МВК ГУФСИН России по Кемеровской области осужденных, постоянно изменяется, и считать его определенным при таких обстоятельствах нельзя. Кроме того, данный иск направлен и на защиту прав сотрудников ФКУ МВК ГУФСИН России по Кемеровской области, численность и состав которых также периодически изменяется.
То обстоятельство, что в настоящее время ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области не располагает достаточными для выполнений требований прокурора денежными средствами, не может существенным образом влиять на обязанность учреждения по соблюдению требований закона.
При установленных судом обстоятельствах и приведенных в решении нормах материального права, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о соответствии требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам зданий, строений, сооружений, помещений оборудования лечебно-профилактических ... Организаций, площадка для хранения зольно-шлаковых отходов, расположенная на территории ответчика не соответствует требованиям п.п.3.7,3.12,3.15 СанПиН 2.1.7.13322-0 "Гигиенические требования в размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Площадка для хранения зольно шлаковых отходов не имеет водонепроницаемого покрытия, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка и т.д. По существу апелляционная жалоба содержит несогласие с с экспертным заключением, однако доказательств, опровергающих выводы данного заключения апеллянтом не представлено, ходатайств о проведении дополнительной или комиссионной экспертизы не заявлялось.
Коллегия полагает, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене, исходя из доводов, приведенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Мариинская воспитательная колония ГУФСИН по Кемеровской области" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано. Судья Е.П. Проценко
27.09.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.