Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Михеевой С.Н., Никулиной И.А.,
при секретаре:
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Тагаева В. А. - Тагаева В. Ю. на решение Зенковского районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 28 июня 2016 года
по делу по административному исковому заявлению Тагаева В. А. о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛА:
Тагаев В.А. обратился с административным исковым заявлением к Отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Новокузнецкому району Кемеровской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии надлежащего государственного надзора за состоянием участка дороги между дер. Таргай и пгт. Кузедеево на трассе Бийск-Новокузнецк Кемеровской области в соответствии с государственным стандартом 11 января 2015 г. и в непринятии мер по информированию дежурной части и участников дорожного движения о сложной дорожной обстановке на указанном участке дороги.
Требования мотивированны тем, 11 января 2015 г. в 17-15 час. на автодороге Бийск - Новокузнецк произошло ДПТ.
Согласно протокола инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Новокузнецкому району он допустил выезд на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20 ПДД, где произошло столкновение с автомобилем OPEL PJ ASTRA г/н Е821ВС под управлением Киселевой Н.В., чем нарушил п. 1.3 и п. 10.1 правил дорожного движения.
Постановлением мирового судьи 4 судебного участка Новокузнецкого района Кемеровской области 17 февраля 2015 г. производство об административном правонарушении в отношении него по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судом было установлено, что он двигался на принадлежащем ему автомобиле в сторону г.Таштагола Кемеровской области по своей полосе движения. Знак "Обгон запрещен" видел, выезжать на полосу встречного движения не собирался. Задние колеса попали в раскатанную колею и автомобиль "закрутило" на проезжей части, в результате чего автомобиль выехал на полосу встречного движения, где и совершил столкновение с другим автомобилем.
11.01.2015 г. на отрезке трассы Бийск-Новокузнецк наблюдался снежно ледяной накат, сильная гололедица.
Сотрудники ОГИБДД ОВД по Новокузнецкому району Кемеровской области не выполнили свои обязанности предусмотренные ч.1 п.19 ст.12 Федерального закона "О полиции", не сообщили в дежурную часть о гололеде, то есть не обеспечили контрольную функцию за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Также бездействие выражено, в непринятии мер по информированию дежурной части и непринятию мер по предупреждению участников дорожного движения о сложной дорожной обстановки на участке дороги между дер.Таргай и пгт.Кузедеево на трассе Бийск-Новокузнецк Кемеровской области в соответствии с Государственным стандартом.
С учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие Министерства Внутренних Дел Российской Федерации в лице Отдела Внутренних дел Российской Федерации по Новокузнецкому району Кемеровской области в непринятии мер по информированию дежурной части и непринятию мер по предупреждению участников дорожного движения о сложной дорожной обстановке на участке дороги между дер.Таргай и ПГТ Кузедеево на трассе Бийск - Новокузнецк Кемеровской области, в соответствии с Государственным стандартом на дату 11.01.2015 г. и обязать провести инструктаж личного состава о порядке действий при сложной дорожной обстановке.
Решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 июня 2016 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования.
Указывая на то, что копии журнала листков производства работ по содержанию автодорог, подтверждающий обработку противогололедным материалом не могут быть положены в основу решения суда, поскольку не является доказательством обработки дороги на спорном отрезке трассы, к тому же указанный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, т.к. они не соответствуют п.п.30 п.2.1 ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело.
Доказательством обработки дороги противогололедными материалами мог бы служить отчет выполненных работах, который регламентирован приложением А1и утв. приказом Росавтодора от 14.10.1999 г.
Копия акта обследования дороги на участке 211 км инспектора Воронина не заверена, этот акт не имеет отношения к данному делу, т.к. ДТП произошло на другом участке дороги.
Суд не принял во внимание положения, предусмотренные п.п. 1, 11 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N711, и приказ МВД РФ от 08.06.1999 года N410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД Российской Федерации".
ДТП произошло по причине не ликвидированной гололедицы и не выполнения сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Новокузнецкому району своих обязанностей, предусмотренными приведенными нормативными актами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что согласно протокола об административном правонарушении от 11.01.2015 года, справки о ДТП от 11.01.2015 г. Тагаев В.А., управляя автомобилем, 11.01.2015 г. в 17 час. 15 мин. на автодороге Бийск - Новокузнецк допустил выезд на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20 ПДЦ, где произошло столкновение с автомобилем под управлением Киселевой Н.В., чем нарушил п. 1.3 и н. 10.1 ПДЦ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N2 Новокузнецкого района Кемеровской области от 17.02.2015 г. производство об административном правонарушении в отношении Тагаева В..А. по ч.4 ст. 12.15 К РФ об АП прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На трассе Бийск - Новокузнецк (участок между дер.Таргай и ПГТ Кузедеево), 11.01.2015 наблюдалось природное явление - гололедица, что подтверждается справкой Росгидромет Новокузнецка. Данная гололедица образовалась в ночь с 10 на 11 января 2015 г.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 24 от 05.02.2008г (в ред. от 14.01.2014г), автомобильная дорога Бийск-Мартыново-Кузедеево-Новокузнецк (идентификационный номер 32 ОП РЗ Р-176) входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области.
Согласно ст.12 ч.1 п. 19 ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств.
Согласно п.49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2009 N 14112), утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) при выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов обеспечивается:
принятие самостоятельно или с привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении; в случае невозможности устранения помех, создающих угрозу безопасности дорожного движения, - передача соответствующей информации в дежурную часть и предупреждение участников движения с использованием, при необходимости, средств ограждения, специальной световой сигнализации, до их устранения;
выполнение по указанию или разрешению дежурного распорядительно-регулировочных действий в соответствии с пунктом 57 настоящего Административного регламента с целью перераспределения транспортных потоков, направления транспортных средств в объезд.
Согласно Положению об отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокузнецкому району утв. Приказом N 711 от 15.06.1998г. инспекция обязана осуществлять контроль и надзор за эксплуатационным состоянием и ремонтом дорог.
Согласно п.1.1. Приложения к Приказу отдела МВД России по Новокузнецкому району от 02.08.2011г. N 154 основными задачами Отдела является проведение мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В п. 15.1, 15.2 этого Приложения указано, что Отдел анализирует причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и иных противоправных деяний, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принимает меры по их устранению; организует и проводит, в том числе совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
Согласно ГОСТ-Р 50597-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года N221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик составляют 4-6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Согласно Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах утв. Распоряжением Минтранса России от 16.06.2003г. N ОС -548-р. установлена дорожная классификация зимней скользкости.
Согласно п.2.1 Все виды снежно - ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед.
Зимней скользкости на участке дороги 217км+ 750 м Бийск- Новокузнецк установлено не было ни прибывшим на место ДТП экипажем ДПС, ни ранее обследовавшим дорогу инспектором Ворониным, который выезжал так же на данную дорогу на 211 км. В этот же день на другое ДТП.
Согласно п. 1.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 года N ОС-548-р работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93. и соответствовать заданному уровню содержания.
Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Работа по устранению гололедицы проводилась ДРСУ, в соответствии и с государственным контрактом N 98Э от 18.11.2013г. (л. д. 59-93) 11.01.2015 г. с 8 час. до 20 час., это подтверждается журналом производства работ по содержанию автодорог (л.д. 124-128 т.1), данный факт ответчик не оспаривал.
Его доводы, что не был обработан именно на участок дороги 217км+ 750 м. опровергается показаниями свидетеля Ярушкина Д.Б., представителя ответчика, копией акта обследования дорожных условий на месте ДТП от 11.01.2015 г., журналом производства работ по содержанию автодорог.
Из объяснений Тагаев В.А следует, что, управляя своим автомобилем, при выходе из правого поворота он зацепил правыми колесами обочину дороги, и в связи с тем, что обочина дороги расположена ниже проезжей части дорога автомобиль пошел в занос и его вынесло на встречную полосу движения.
Также было установлено 11.01.2015г. в 17 час. 35 мин. на трассе Бийск- Новокузнецк 217 км. не было установлено затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, поэтому у административного ответчика и не было обязанности исполнять пункт 49 Административного регламента МВД Российской Федерации, согласно которому при выявлении обеспечивается принятие самостоятельно или с привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении; в случае невозможности устранения помех, создающих угрозу безопасности дорожного движения - передача соответствующей информации в дежурную часть и предупреждение участников движения с использованием при необходимости средств ограждения, специальной световой сигнализации, до их устранения.
Административный ответчик предоставил доказательства того, что личный состав Отдела внутренних дел РФ по Новокузнецкому району прошел инструктаж о действиях в сложной дорожной обстановке.
Административным истцом не предоставлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что требования Тагаева В.А. не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами, направленными на переоценку доказательствам по делу.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зенковского районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 28 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано. Судья _______________ С.В. Быкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.