Заместитель председателя Кемеровского областного суда Ордынский А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", по жалобе защитника ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Новокузнецкого судебного района от 29 апреля 2016 года, решение Новокузнецкого районного суда от 9 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Новокузнецкого судебного района от 29 апреля 2016 года ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере "данные изъяты".
Решением судьи Новокузнецкого районного суда от 9 июня 2016 года в удовлетворении жалобы на постановление ООО "УК "Кузбассразрезуголь" отказано.
В жалобе защитник ФИО1 действующий на основании доверенности от 4 февраля 2016 года, просит постановление и решение отменить, ссылаясь на то, что Арбитражным судом Кемеровской области отменено как незаконное предписание N от 26 октября 2015 года, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности.
Проверив материалы дела, считаю, что постановление и решение подлежат отмене по следующим основаниям.
Рассматривая дело, мировой судья пришел к выводу о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не выполнило в установленный срок законное предписание Управления Росприроднадзора по Кемеровской области N от 6 ноября 2015 года и не получило в срок до 1 февраля 2016 года от органов, предоставляющих земельные участки в пользование, разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Оценивая доводы юридического лица о незаконности предписания, заключавшиеся в том, что у общества имеется лицензия на право пользования недрами, и общество ведет работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы в пределах границ участков недр, предоставленных в пользование для добычи полезных ископаемых, осуществляя свою деятельность в соответствии с утвержденными техническими проектами, в которые включены, в том числе мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды, выполнение работ по рекультивации земель, мировой судья указал, что законодательство о недропользовании не регулирует земельные отношения, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы. Указанные отношения регулирует Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года.
Но при этом мировой судья не учел, что согласно ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 12 указанного закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Согласно ст. 23.2 закона разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии с п. 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 года N 118, в проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр; по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы (п. 7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525).
Не соглашаясь с доводами юридического лица о невозможности получения разрешения в связи с отсутствием утвержденного Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, мировой судья сослался на решение Красулинского сельского Совета народных депутатов от 29 января 2015 года N 76 "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Красулинское сельское поселение", согласно которым все виды земляных работ на территории сельского поселения производятся только по разрешению администрации сельского поселения.
Тогда как ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" вменено нарушение п. п. 6, 11 Приказа Минприроды РФ N 525, согласно которым условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако из Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Красулинское сельское поселение" не следует, что они регулируют порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также вопросы организации работ по благоустройству и санитарному содержанию территории сельского поселения, и не устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы.
При таких обстоятельствах постановление, а также решение районного суда, которым указанное постановление было оставлено без изменения, нельзя признать законным.
Руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Новокузнецкого судебного района от 29 апреля 2016 года, решение судьи Новокузнецкого районного суда от 9 июня 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить виду отсутствия в действиях ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
Заместитель председателя Кемеровского
областного суда А.В. Ордынский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.