судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Петрушина С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области(межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 4 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Петрушина С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Петрушиным С.А. право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Петрушину С.А. с 19 мая 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Петрушина С.А. 300 (триста) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО4, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Петрушин С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с 15.06.1990 по 18.05.2011 был зарегистрирован и постоянно проживал в д. "адрес", которая с 26.04.1986 относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по настоящее время.
Однако ответчиком в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия правовых оснований для снижения пенсионного возраста на 3 года, поскольку в период с 09.04.1992 по 31.07.2001 д. "адрес" была передана сельским советом в " ... " район города Орла, в связи с чем Пенсионный фонд не засчитал указанный период проживания на загрязненной территории.
Считая отказ пенсионного органа незаконным, Петрушин С.А. просил суд признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии ему с 19.05.2016, то есть по достижении им возраста 57 лет.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что с июня 1990 г. по май 2011 г. он был зарегистрирован и постоянно проживал в доме своей тещи в д. "адрес", в 1992 г. часть деревни "адрес" стала относится к " ... " району г.Орла, в связи с чем в домовой книге появилась печать о его перерегистрации, в 2001 г. указанную территорию вновь отнесли к Орловскому району. Несмотря на изменение адреса, он фактически оставался проживать в одном и том же доме в д. "адрес".
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда первой инстанции в связи с тем, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
По мнению ответчика, период проживания истца на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС составил 11 лет 7 месяцев и 10 дней, что дает право на снижение общепринятого пенсионного возраста на 2 года, факт его проживания на данной территории в период с 09.04.1992 по 31.07.2001 документально не подтвержден, в связи с чем, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п.8 части первой статьи 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как усматривается из материалов дела, в мае 2016 года Петрушин С.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением от 18.05.2016 ему в назначении пенсии было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости, ответчик указывал на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. По подсчетам пенсионного органа период проживания Петрушина С.А. на загрязненной территории, подтвержденный регистрацией по месту жительства, в д. "адрес" с 15.06.1990 по 08.04.1992 и с 01.08.2001 по 18.05.2011 составил 6 лет 7 месяцев 3 дня, что дает право на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии на два года (л.д. 11-12).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Петрушин С.А. ссылался на то, что с 15.06.1990 по 18.05.2011 он был постоянно зарегистрирован по месту жительства- в д. "адрес", что подтверждается справкой УФМС России по Орловской области от 15.08.2015 N (л.д. 13), выписками из домовой книги (л.д. 14-18), выписками из похозяйственной книги (л.д. 29-34).
Согласно решению Орловского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1990 г. N "Вопросы землепользования" и Акта от 10 июля 1991 года часть земельных участков " ... " сельского Совета Орловского района были переданы городу Орлу.
Однако Постановлением Орловской областной думы от 29 марта 1996 года N, учитывая мнение населения, высказанное на сходах граждан, принято решение об оставлении в составе земель Орловского района и в административном подчинении " ... " сельской администрации земель, занятых населенными пунктами "адрес", "адрес", "адрес" и "адрес".
Кроме того, в 1983 году у истца родился сын - ФИО11, который был зарегистрирован в д. "адрес", обучался в МБОУ - средняя общеобразовательная школа N "адрес", что подтверждается справкой и выпиской из алфавитной книги (л.д. 38-39) и наблюдался в " ... " ЦРБ, о чем имеется медицинская карта (л.д. 19, 40-41), что также указывает на факт постоянного проживания в д. "адрес".
Факт регистрации и проживания истца на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 15.06.1990 по 18.05.2011 в д. "адрес" подтвердили также допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
"адрес" отнесена к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в силу действия Перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р, действовавшего до 01.02.1998, а также Переченя населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18.12.1997.
Данный факт сторонами не оспаривается.
По изложенным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постоянное проживание истца на загрязненной территории не подтверждено документально, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу ч. 1 с. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию со дня возникновения права на нее- с 19.05.2016.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства дела, и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 4 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.