Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Синегрибова А.В. на определение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.35 и ч. 3 ст. 5.25 КоАП РФ, в отношении Синегрибова А.В.,
установил:
Судебным приставом-исполнителем ОСП Дзержинского района г. Оренбурга УФССП РФ по Оренбургской области Кураисовой А.А. в отношении Синегрибова А.В. составлены протоколы об административных правонарушениях: 15 июня 2015 года по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, а 29 июня 2016 года по ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ.
Не согласившись с протоколами по делам об административных правонарушениях Синегрибов А.В. обратился с жалобой в Дзержинский районный суд г. Оренбурга.
Определением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2015 года жалоба возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Синегрибов А.В. выражает несогласие с вышеуказанным определением, ставит вопрос о его отмене и принятии его жалобы на протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.35 и ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Судья, возвращая жалобу Синегрибова А.В. на протоколы по делам об административных правонарушениях, составленных в отношении него судебным приставом-исполнителем 15 и 29 июня 2016 года, исходил из того, что заявителем не представлены копии обжалуемых документов.
Согласно ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности. Отсутствие соответствующих материалов, исходя из содержания ст. 30.4 КоАП РФ, препятствует рассмотрению по существу жалобы на постановление и решение должностного лица по делу об административном правонарушении.
Следовательно, по смыслу названной выше нормы КоАП РФ, лицо, обращающееся с жалобой, должно также представить материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в частности, копию обжалуемого постановления и решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, выводы судьи о возврате жалобы заявителя в полной мере соответствуют действующему законодательству по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол, об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Признание незаконными действий административного органа по получению доказательства по делу об административном правонарушении (в данном случае - действия по составлению протоколов об административных правонарушениях) вне рамок рассмотрения данного административного дела Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает.
По смыслу положений ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол, как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.
Обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено. Правильность составления протокола об административном правонарушении, так же как и правильность оформления иных материалов административного дела, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Нормами действующего законодательства не исключается право соответствующих лиц указать на нарушения, допущенные в ходе административного производства при рассмотрении дела о привлечении его к административной ответственности, а также при обращении с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении.
Действия по составлению протокола об административном правонарушении не влекут каких-либо материально-правовых последствий, непосредственно затрагивающих права и законные интересы лица, в отношении которого составлен протокол.
Таким образом, ни сам протокол об административном правонарушении, ни действия по его составлению не подлежат обжалованию в районном суде в качестве самостоятельного предмета требований в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ.
Следовательно, допущенные, с позиции Синегрибова А.В. нарушения, приведенные в настоящей жалобе, он вправе указать при рассмотрении дел о привлечении его к административной ответственности, возбужденных на основании обжалуемых им протоколов об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах доводы заявителя подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Кроме того, нормами КоАП РФ не предусмотрена возможность рассмотрения одного дела об административном правонарушении в отношении одного лица по факту совершения им нескольких административных правонарушений.
Исходя из системного толкования ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, постановления по каждому из дел об административных правонарушениях подлежат обжалованию путем подачи самостоятельных жалоб в вышестоящий суд, а проверка законности и обоснованности каждого из постановлений, вынесенных по разным делам об административных правонарушениях, осуществляется судом в отдельных производствах, с вынесением отдельного решения. Проверка законности нескольких постановлений, состоявшихся по разным делам об административных правонарушениях, в одном производстве, с вынесением одного решения, нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены определения суда первой инстанции, судом не установлено.
Обжалуемое определение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2016 года следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
определение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.35 и ч. 3 ст. 5.25 КоАП РФ, в отношении Синегрибова А.В. оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.