Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 21 сентября 2016 г. по делу N 33а-1546/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей
Потапченко И.Н. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Кравченко А.А. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 2 июня 2016 г., которым удовлетворены требования "данные изъяты" Геращенко А.В. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с увольнением истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" "данные изъяты" Горевого А.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЮРУЖО) направил Геращенко А.В., имеющему общую продолжительность военной службы более N лет, состоящему на жилищном учете в целях получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) и подлежащему увольнению с военной службы по состоянию здоровья, сообщение о необходимости представить справку о сдаче служебного жилого помещения. Указанную справку Геращенко А.В. по объективным причинам не представил.
В последующем заместитель начальника ФГКУ ЮРУЖО направил в адрес командира воинской части сообщение от ДД.ММ.ГГГГ N о не представлении Геращенко А.В. документов, необходимых для обеспечения его жилищной субсидией. В связи с этим приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Геращенко А.В. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а от ДД.ММ.ГГГГ N - исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
Геращенко А.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что согласие на увольнение с военной службы до обеспечения жилищной субсидией для приобретения жилья не давал, в связи с чем просил признать приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным и обязать должностное лицо его отменить.
Гарнизонным военным судом требования Геращенко А.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении Геращенко А.В. жилищной субсидии для приобретения жилья. Для ее получения необходимо было представить необходимый комплект документов, в том числе справку о сдаче ранее предоставленного ему военным ведомством служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" Однако он указанную справку не представил, так как своевременно не предпринял должных мер по выселению из этого жилья бывшей супруги.
По мнению подателя жалобы, заявителем предпринимались ненадлежащие действия для получения указанной справки, поскольку он обращался с различным заявлениями по данному вопросу в Федеральное государственное казенное учреждение " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЗРУЖО). Однако правом предъявления иска о выселении бывшей супруги обладало Федеральное государственное казенное учреждение " "адрес" территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЦТУИО), о чем ему было известно. Более того, обратившись в ДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ ЦТУИО с просьбой решить вопрос о выселении его бывшей супруги, он в последующем до ДД.ММ.ГГГГ каких-либо мер, в том числе по обжалованию бездействия должностных лиц этого учреждения не предпринимал. Изложенное свидетельствует о злоупотреблении Геращенко А.В. правом. При этом является необоснованным вывод суда о том, что, отказывая Геращенко А.В. в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения должностные лица ФГКУ ЗРУЖО ввели его в заблуждение о необходимости принятии им мер по выселению бывшего члена семьи из служебного жилого помещения. Так как командиру войсковой части N из ФГКУ ЮРУЖО поступило сообщение о не представлении Геращенко А.В. документов, необходимых для обеспечения его жилищной субсидией, приказ об увольнении заявителя с военной службы был издан правомерно.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец и его представитель Фаст К.В. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации Геращенко А.В. и его жене было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" В ДД.ММ.ГГГГ заявитель расторг брак. После этого он был переведен к новому месту военной службы в другой регион, в связи с чем снялся с регистрационного учета и освободил указанную служебную квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ Геращенко А.В. заключил новый брак с ФИО13
В последующем вступившим в законную силу решением Коломенского городского суда Московской области от 27 февраля 2013 г. Геращенко А.В. было отказано в удовлетворении его искового заявления о выселении его бывшей жены из ранее предоставленного им служебного жилого помещения, поскольку он не является собственником данного служебного жилого помещения, то есть надлежащим истцом.
Решением ФГКУ ЮРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N Геращенко А.В. с членам семьи принят на учет нуждающихся в обеспечении жильем, предоставляемым по договору социального найма.
В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из ФГКУ ЗРУЖО были даны ответы на заявления Геращенко А.В., в которых ему отказали в расторжении с ним договора найма служебного жилого помещения и выдаче справки о его сдаче на том основании, что в этом жилье проживает бывший член его семьи, а в ДД.ММ.ГГГГ - о невозможности подачи этим учреждением искового заявления о выселении его бывшей жены, так как данная организация не является балансодержателем указанной квартиры, в связи с чем необходимо обратиться в ФГКУ ЦТУИО.
В ответ на заявление Геращенко А.В. из ФГКУ ЦТУИО ему поступает сообщение от ДД.ММ.ГГГГ в котором предлагается представить документы, необходимые для обращения в суд с иском о выселении его бывшей супруги из служебного жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ Геращенко А.В. представляет в ФГКУ ЮРУЖО обязательство о сдаче вышеуказанной квартиры в течение четырех месяцев с момента получения жилищной субсидии, а в ДД.ММ.ГГГГ информирует о невозможности представить запрашиваемую справку о сдаче служебного жилья, поскольку без выселения бывшей супруги ФГКУ ЗРУЖО отказывается ее выдавать. Кроме того, Геращенко сообщает о предпринимаемых мерах для выселения его бывшей жены.
ДД.ММ.ГГГГ. Геращенко обращается к командиру войсковой части N с рапортом, в котором в связи с признанием негодным к военной службе просит уволить его после обеспечения жилищной субсидией. В ходе проведенных с ним ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. бесед он подтвердил свое желание быть уволенным с военной службы после обеспечения жилищной субсидией.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ ЗРУЖО вновь отказывает Геращенко А.В. в выдаче справки о сдаче жилья без его фактического освобождения бывшим членом семьи, а ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ ЮРУЖО информирует командира войсковой части N о том, что истец нарушает сроки предоставления справки о сдаче служебного жилого помещения. При этом ФГКУ ЦТУИО направляет ДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ ЮРУЖО сообщение о том, что данным учреждением подано исковое заявление о выселении бывшего члена семьи Геращенко А.В. из служебного жилья.
В соответствии с частью 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Так как по делу установлено, что заявитель в связи с убытием к новому месту службы и расторжением брака выехал из ранее предоставленной ему служебной квартиры, в силу положений частей 2 и 3 ст. 101 ЖК РФ данное обстоятельство указывает на расторжение Геращенко А.В. договора найма служебного жилого помещения и фактическое освобождение им такового.
Сам по себе выезд военнослужащего из служебного жилого помещения не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения) переданных государством уполномоченному органу. Этот факт не порождает каких-либо ограничений в правах принадлежащих собственнику служебного жилого помещения и (или) уполномоченному им наймодателю.
Без их соответствующего волеизъявления оставшиеся проживать в таком помещении граждане не могут повлиять на изменение статуса этого жилого помещения и пользуются им, как указано в части 5 ст. 100 ЖК РФ, по правилам, предусмотренным частями 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и частями 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий или бездействия Геращенко А.В. указанная служебная квартира выбыла из собственности государства и уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, материалы дела не содержат.
Из изложенного следует, что требования закона об освобождении служебного жилого помещения при расторжении договора найма заявителем были выполнены. Это также подтверждается и принятым начальником 1 отдела ФГКУ ЗРУЖО решением от ДД.ММ.ГГГГ которым с Геращенко А.В. расторгнут договор найма служебного жилого помещения без фактического выезда из него бывшей супруги.
К тому же действующее законодательство, вопреки доводам представителя должностного лица, не возлагает на военнослужащего, выехавшего из ранее предоставленного ему служебного жилого помещения, обязанностей по выселению из служебного жилого помещения бывших членов его семьи.
Из положений ст. 1, 124-125, 209-210, 214 ГК РФ, ст. 30, 39 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения, в том числе Российская Федерация, осуществляет свои права своей волей и в своем интересе, действуя по своему усмотрению в отношении этого помещения, но в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными ЖК РФ, и при этом несет бремя его содержания.
Следовательно, разрешение вопросов, связанных с возможностью проживания в служебном жилом помещении бывших членов семьи военнослужащего, зависит от волеизъявления собственника такого помещения и (или) уполномоченного им органа.
Однако из материалов дела усматривается, что уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации после фактического выезда заявителя из указанной квартиры каких-либо действий, направленных на ее освобождение от лиц, не имеющих права пользования служебным жилым помещением ведомственного фонда, длительное время не предпринимал, подав соответствующее исковое заявление в суд только после обращений в ДД.ММ.ГГГГ Геращенко А.В. Вступившим в законную силу решением Коломенского городского суда Московской области от 15 февраля 2016 г. иск ФГКУ ЦТУИО был удовлетворен и право пользования бывшей супругой вышеуказанным служебным жильем прекращено.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что какого-либо бездействия по вопросу сдачи ранее предоставленного служебного жилья либо злоупотребления правом Геращенко А.В. допущено не было. При этом достоверной информацией о порядке действий для защиты своих прав он не обладал, а разрешение вопросов, касающихся прав на принадлежащее собственнику служебное жилое помещение и предоставления заявителю в связи с этим документов, требуемых для получения им жилищной субсидии, было обусловлено не бездействием Геращенко А.В., а действиями должностных лиц жилищных органов.
В силу пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. В случаях, если такие военнослужащие не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), их согласия на увольнение без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такой порядок установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно этому Порядку (пп. N) уполномоченным органом оформляется уведомление о готовности предоставить жилищную субсидию, которое направляется в воинскую часть по месту прохождения военнослужащим военной службы, где регистрируется и вручается военнослужащему под расписку.
В нарушение указанного Порядка уведомление о готовности предоставить Геращенко А.В. жилищную субсидию из ФГКУ ЮРУЖО в воинскую часть не поступало, не регистрировалось и заявителю не вручалось.
Таким образом, командование воинской части обладало информацией о наличии обстоятельств, объективно исключающих возможность представления Геращенко А.В. требуемых у него для получения жилищной субсидии документов. Каких-либо действий, свидетельствующих о злоупотреблении им своим правом, он не совершал, а предпринимал зависящие от него меры для решения вопросов, касающихся прав собственника на ранее предоставленное служебное жилое помещение. При этом решение о предоставлении заявителю жилищной субсидии уполномоченных органом установленным порядком не принималось и Геращенко А.В. не вручалось.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у должностных лиц отсутствовали основания для увольнения заявителя до обеспечения жилищной субсидией, в связи с чем правомерно обязал командование восстановить Геращенко А.В. на военной службе.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 2 июня 2016 г. по административному исковому заявлению Геращенко А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.