Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 21 сентября 2016 г. по делу N 33а-1570/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Василенко И.И. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 г., которым частично удовлетворены заявленные требования бывшего военнослужащего филиала Федерального казённого учреждения (далее - ФКУ) "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", проходившего военную службу по контракту, "данные изъяты" запаса Ковалева Н.К. о признании незаконными действий Министра обороны РФ, командующего "данные изъяты" флотом, начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флотом" - "Центр финансово-экономического обеспечения", комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности и аттестационной комиссии филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", а также начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - " N финансово-экономическая служба", связанных с порядком увольнения административного истца с военной службы, исключения его из списков личного состава воинской части и обеспечения его положенными видами довольствия.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, объяснения представителей: МО РФ и командующего ЧФ - Щербина А.С., председателя комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности и начальника Центра ФЭО - Ольховского Д.Г., полагавших необходимым в удовлетворении жалобы отказать, заключение заместителя начальника отдела военной прокуратуры - войсковая часть N "данные изъяты" юстиции Сардинова Р.Т., предложившего решение суда частично отменить и принять новое решение, судебная коллегия
установила:
Ковалев Н.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
1. Признать незаконным приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в части досрочного увольнения его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2. Обязать Министра обороны РФ отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в части досрочного увольнения его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, восстановив его на военной службе в прежней воинской должности;
3. Признать незаконными действия начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", связанные с представлением его к досрочному увольнению с военной службы, отказом в заключении нового контракта о прохождении военной службы, отказом в выплате ежегодной материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., а также исключением его из списков личного состава Центра без полного обеспечения положенными видами довольствия;
4. Обязать начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения":
- отменить и отозвать представление о его увольнении с военной службы;
- восстановить его на военной службе в прежней воинской должности для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы;
- отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в части исключения его из списков личного состава воинской части, восстановить в списках личного состава центра и зачислить на все виды обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ г.;
- рассмотреть вопрос о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы с даты окончания предыдущего контракта - с ДД.ММ.ГГГГ г.;
- издать приказ о выплате ему ежегодной материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год и направить его в финансовый орган для выплаты;
5. Признать незаконным и несоответствующим действительности заключение комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) в части его отказа от назначения на низшую воинскую должность и обязать комиссию внести соответствующие изменения в указанный протокол;
6. Признать незаконным заключение аттестационной комиссии Центра финансово-экономического обеспечения "данные изъяты" флота от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) в части рассмотрения вопроса о досрочном увольнении его с военной службы, и обязать комиссию отменить это заключение;
7. Признать неправомерными решения командующего "данные изъяты" флотом о снижении размера премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. и обязать упомянутое должностное лицо издать приказ, которым внести изменения в приказы от ДД.ММ.ГГГГ г. N N и от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, установив полный размер этих премий за оспариваемый период, направив вновь изданный приказ в финансовый орган для производства выплат;
8. Признать неправомерными действия (бездействие) командующего "данные изъяты" флотом и начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - " N финансово-экономическая служба", связанные с невыплатой ему денежного довольствия в полном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.;
9. Обязать командующего "данные изъяты" флотом издать приказ об установлении размера и выплате премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. и направить его в финансовый орган для выплаты;
10. Обязать начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - " N финансово-экономическая служба" выплатить ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. ежемесячные надбавки за классную квалификацию в размере N процентов и за особые условия военной службы на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, в размере N процентов.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным заключение аттестационной комиссии филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) о необходимости досрочного увольнения с военной службы административного истца, обязав председателя указанной комиссии отменить данное заключение.
Также судом признано незаконным бездействие командующего "данные изъяты" флотом, связанное с неизданием приказов об установлении размера и выплате административному истцу премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. и возложена на него обязанность по изданию приказа об установлении размера и выплате премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей Ковалеву Н.К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., который направить установленным порядком в финансовый орган.
Кроме того, суд признал незаконными действия начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - " N финансово-экономическая служба", связанные с обеспечением административного истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. дополнительными выплатами не в полном объеме и обязал вышеуказанное должностное лицо выплатить Ковалеву Н.К. за указанный период ежемесячные надбавки за классную квалификацию "специалист первого класса" в размере N процентов и за особые условия военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями в размере N процентов.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает, что от занимаемой воинской должности надлежащим должностным лицом, а именно Министром обороны РФ, он не освобождался, в распоряжение командующего Черноморским флотом не зачислялся, на момент увольнения с военной службы проходил службу в занимаемой воинской должности и выразил желание продолжить службу с назначением на равные, низшие или высшие воинские должности.
Ковалев Н.К. утверждает, что его позднее волеизъявление о согласии с назначением на низшую воинскую должность связано с несвоевременным доведением до него командованием информации об отсутствии возможности назначения на равную или высшую воинскую должность. Также податель жалобы утверждает, что конкретные вакантные воинские должности ему не предлагались.
Ковалев Н.К. считает, что заключение комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) вынесено в незаконном составе, поскольку вопрос о его дальнейшем прохождении военной службы должен был рассматриваться вышестоящей аттестационной комиссией. По мнению автора жалобы, волеизъявление военнослужащего о согласии с назначением на воинскую должность либо об отказе от него должно выражаться только в письменной форме, поэтому суд сделал необоснованный вывод на основе показаний свидетелей об отказе административного истца от нижестоящей воинской должности помощника командира воинской части по финансово-экономической работе.
Кроме того, административный истец утверждает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требования о выплате материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г.
Ковалев Н.К. указывает в жалобе, что суд не принял во внимание его доводы о том, что командование безосновательно снизило ему размер премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку он добросовестно исполнял свои должностные обязанности и нареканий со стороны командования не имел. Административные ответчики не представили суду доказательств о причинах снижения размера данной премии.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Министра обороны РФ, командующего "данные изъяты" флотом и начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", а также помощник военного прокурора - войсковая часть N просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из вышеизложенного следует, что при увольнении военнослужащего по указанному основанию должна быть рассмотрена возможность назначения его на воинскую должность в масштабе федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и только при отсутствии возможности назначения его на равную воинскую должность или его согласия на назначение на низшую или высшую воинские должности он может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как установлено судом первой инстанции, Ковалев Н.К. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N назначен на должность начальника управления ( "данные изъяты") "данные изъяты" флота "адрес" военного округа и заключил контракт о прохождении военной службы на срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
В ДД.ММ.ГГГГ г. указанная должность сокращена, однако в установленном порядке от занимаемой воинской должности Ковалев Н.К. не освобождался и в распоряжение не зачислялся.
ДД.ММ.ГГГГ г. в ходе заседания комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово- экономической специальности Ковалев Н.К. выразил желание проходить военную службу по контракту на равных или высших воинских должностях, от нижестоящей воинской должности помощника командира воинской части по финансово-экономической работе он отказался.
Как следует из телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в Главном управлении кадров Министерства обороны РФ прорабатывался вопрос возможного размещения Ковалева Н.К. на воинских должностях в Вооружённых Силах РФ, однако разместить его в других оперативно-стратегических командованиях по имеющейся у него военно-учетной специальности не представилось возможным.
ДД.ММ.ГГГГ г. во время проведения беседы перед увольнением Ковалев Н.К. обратился к командованию с рапортом о том, что желает продолжить военную службу по контракту на низшей воинской должности по месту прохождения военной службы в г. "адрес", выразив желание в случае невозможности назначения на таковую зачислить его в распоряжение командования до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Вопреки утверждениям в жалобе, позднее волеизъявление административного истца о согласии назначения на нижестоящую воинскую должность, связанное с ожиданием получения информации об отсутствии возможности назначения на равную или высшую воинскую должность на законность и обоснованность принятого решения не влияет, поскольку данный вопрос командованием изучался.
Так, руководством Центра финансово-экономического обеспечения были предприняты соответствующие действия о возможном размещении Ковалева Н.К. на низших воинских должностях в г. "адрес". В результате чего была получена телеграмма начальника управления кадров "адрес" военного округа от ДД.ММ.ГГГГ г. N N о невозможности, по сообщению Главного управления кадров Министерства обороны РФ, размещения Ковалева Н.К. в Вооруженных Силах РФ в связи с отсутствием вакантных должностей по имеющейся у него военно-учетной специальности.
Следовательно, вакантные должности, на которые мог быть назначен Ковалев Н.К. по служебной необходимости (равные, высшие и низшие) и которые соответствовали бы его специальности, уровню подготовки и профессиональному опыту, в Вооруженных Силах РФ на момент его увольнения отсутствовали.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Ковалев Н.К. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, гарнизонный военный суд обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований об отмене приказа об увольнении административного истца с военной службы, поскольку права истца при увольнении командованием нарушены не были.
Довод апелляционной жалобы о том, что командованием нарушен порядок увольнения с военной службы, связанный с непредложением административному истцу конкретных вакантных воинских должностей, является несостоятельным, поскольку ни в г. "адрес", ни в масштабах Вооруженных Сил РФ вакантных должностей, которые соответствовали бы штатно-должностной категории и воинской учетной специальности ранее занимаемой Ковалевым Н.К. должности не имелось.
Утверждение административного истца в апелляционной жалобе о том, что заключение комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) вынесено в незаконном составе, являются беспредметными, поскольку представляют собой новые требования, которые судом первой инстанции не рассматривались, поэтому в силу ч. 3 ст. 308 КАС РФ не могут быть приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Кроме того, судом установлено, что в ходе проведения комиссии "данные изъяты" флота по оценке профессионально-должностных качеств офицерских кадров финансово-экономической специальности от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол N N) Ковалеву Н.К. предлагались нижестоящие воинские должности, от которых тот отказался.
Факт отказа административного истца от нижестоящей должности, вопреки его утверждениям в апелляционной жалобе, подтверждается пояснениями начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения" Хрулева С.А., его заместителя Ковалева С.Н., показаниями свидетелей ФИО15 и ФИО16 являвшихся членами указанной комиссии.
Каких-либо неприязненных отношений между членами вышеуказанной комиссии и Ковалевым Н.К. или иной заинтересованности в таких показаниях в суде не установлено, из материалов дела не усматривается, в связи с чем судом первой инстанции они обоснованно признаны достоверными.
Согласно пп. 77 - 80 Порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием (далее - Порядок), утвержденного приказом МО РФ N 2700, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до 3 окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год. Премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника). Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии.
Таким образом, право установления военнослужащему конкретного размера премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей предоставлено исключительно соответствующему командиру, а доводы апелляционной жалобы о безосновательном снижении размера данной премии и не представление доказательств о причинах её снижения являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий командующего "данные изъяты" флотом, связанных с установлением Ковалеву Н.К. премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в размере N процента оклада денежного содержания.
Вместе с тем, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и связанные с невыплатой административному истцу материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части отказа истцу в удовлетворении этого требования является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Признавая законным оспоренное административным истцом бездействие командования, связанное с невыплатой ему материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., суд первой инстанции сослался на положение п. 89 указанного выше Порядка, согласно которому материальная помощь не выплачивается военнослужащим, увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.
При этом суд исходил из того, что Ковалеву Н.К. материальная помощь за ДД.ММ.ГГГГ г. не положена, поскольку он относится к категории военнослужащих, уволенных с военной службы в конце ДД.ММ.ГГГГ г., которым предоставили в связи с увольнением отпуск, окончившийся в ДД.ММ.ГГГГ г.
Однако такой вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
В соответствии с п. 84 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего.
По делу установлено, что административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. находился в отпуске за ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. по окончании отпуска он вышел на службу и в тот же день, то есть в период прохождения военной службы, подал рапорт на выплату материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно приказу начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово- экономического обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. Ковалеву Н.К. предоставлены отпуска с последующим исключением из списков личного состава воинской части.
Изложенное свидетельствует о том, что у Ковалева Н.К. имелось право на получение материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку, несмотря на увольнение с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ г., отпуск был ему предоставлен не в году увольнения, а на следующий год, и первый отпуск был предоставлен до поступления ДД.ММ.ГГГГ г. в центр финансово-экономического обеспечения выписки из приказа об увольнении его с военной службы. В связи с этим обстоятельства, указанные в п. 89 Порядка, препятствующие выплате административному истцу материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., вопреки выводу суда, отсутствовали и судом в этой части неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены решения в указанной части и принятия нового решения об удовлетворении указанного требования Ковалева Н.К.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 г. по административному исковому заявлению Ковалева Н.К. в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", связанного с неизданием приказа о выплате ему материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г., отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
Требование Ковалева Н.К. о признании незаконным бездействия начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения", связанного с неизданием приказа о выплате ему материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г. и ненаправлением его в финансовый орган для выплаты, удовлетворить.
Обязать начальника филиала ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - "Центр финансово-экономического обеспечения" издать приказ о выплате Ковалеву Н.К. материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ г. и направить его установленным порядком для выплаты в ФКУ "Управление "данные изъяты" флота" - " N финансово-экономическая служба".
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.