Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Грани" Петрова А.В. на постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 июля 2016 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Грани" (далее - ООО "Грани", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества Петров А.В., просит вышеуказанное постановление отменить в связи с неправильным толкованием норм материального права и недостаточностью исследования обстоятельств дела.
В обоснование жалобы указывает, что требования СП 54.13330-01 на помещения, введенные в эксплуатацию до 01 июля 2015 года, не распространяются, следовательно, состав инкриминированного административного правонарушения в действиях общества отсутствует. Полагает, что установление режима работы предприятий и организаций, размещенных в проектируемых и уже построенных зданиях, не является предметом строительных норм и правил.
Обращает внимание на то, что Общество осуществляет розничную торговлю на спорных объектах более 10 лет.
В судебное заседание не явились законный представитель ООО "Грани" Петров А.В., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления не нахожу.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В силу пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается, в том числе: выполнение работ, нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях.
Согласно пункту 2.2 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01) организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания".
Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
Согласно пункту 2.4 СП 2.3.6.1066-01 загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно пункту 4.10 Свода правил "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", в цокольном, первом, втором этажах жилого здания не допускается размещать магазины с режимом функционирования после 23 часов; склады любого назначения, в том числе оптовой (мелкооптовой) торговли.
Аналогичное положение также содержится в СП 54.13330.2011.
Из материалов дела усматривается, что _ _ апреля 2016 года в территориальный отдел УФАС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах, г. Полярные Зори (далее - Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) поступило обращение граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме N * на ул. ... в г. ... Мурманской области, из которого следовало, что, осуществляя хозяйственную деятельность по розничной торговле продовольственными товарами в магазине " П", расположенном на первом этаже вышеуказанного многоквартирного жилого дома, ООО "Грани" нарушает условия проживания граждан, поскольку указанный магазин работает круглосуточно, загрузка товаров осуществляется со стороны двора жилого дома.
_ _ апреля 2016 года в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области из администрации МО г.п. Кандалакша поступило обращение, из которого следовало, что ООО "Грани" нарушает условия проживания граждан, осуществляя хозяйственную деятельность по розничной торговле продовольственными товарами в магазине " З", расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома N * по ул. ... в г. ... Мурманской области, поскольку указанный магазин имеет круглосуточный режим работы, и его покупатели шумят в ночное время и мешают отдыху граждан, проживающих в указанном доме и доме N * на ул. ...
17 мая 2016 года на основании распоряжения начальника территориального Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 04 мая 2016 года N 10-44/16 должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области проведена внеплановая выездная проверка принадлежащих ООО "Грани" магазинов " П" и " З". В ходе проверки установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений: - загрузка товаров в вышеназванные магазины осуществляется со стороны дворов жилых домов, где расположены окна и входы в жилые помещения в нарушение требований пунктов 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, 2.4 СП 2.3.6.1066-01; - вышеназванные магазины, расположенные на первых этажах жилых домов, являются магазинами с круглосуточным режимом функционирования в нарушение п. 2.2 СП 2.3.6.1066-01, п.4.10 СНиП 31-01-2003.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами осмотра от _ _ мая 2016 года, актом санитарно-эпидемиологического обследования, экспертным заключением N * от _ _ мая 2016 года (л.д.25-30, 16-19, 20-21).
В связи с выявленными нарушениями _ _ мая 2016 года главным специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в отношении ООО "Грани" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая Общество к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из достаточности имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о непринятии юридическим лицом своевременных и действенных мер по недопущению нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действиям юридического лица судьей районного суда дана правильная юридическая оценка.
Выводы судьи о доказанности вины ООО "Грани" в совершении административного правонарушения, основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах, которые оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание ООО "Грани" назначено в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Проанализировав установленные по делу данные применительно к положениям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Общества в нарушение требований закона.
Доводы, содержащиеся в жалобе, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в постановлении судьи основаниям.
Довод подателя жалобы о том, что требования СП 54.13330-01 на помещения, введенные в эксплуатацию до 01 июля 2015 года, не распространяются, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав инкриминированного административного правонарушения, не основан на законе.
Положения указанного нормативного правового акта не содержат предписаний, в соответствии с которыми его требования распространяются на здания, веденные в эксплуатацию после введения действие этих правил.
Обязательные требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.
Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4).
По смыслу статьи 23 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а в соответствии со статьями 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При таких данных, постановление судьи по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 июля 2016 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Грани" Петрова А.В. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда И.А.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.