Мурманский областной суд в составе:
Председательствующего, судьи Пырч Н.В.
при секретаре Байжуминовой Т.А.
с участием прокурора Попко А.Н.
с участием представителя административного истца избирательного объединения Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" доверенности Лысенко В.А., представителей административного ответчика избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Дышина О.А., Евсюковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске
Административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" к избирательной комиссии Мурманской области об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу от Мурманского областного отделения политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Установил:
Постановлением Мурманской областной Думы от 16 июня 2016 года N 2952 назначены выборы депутатов Мурманской областной Думы шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Данное постановление опубликовано 18 июня 2016 года в областной газете " Мурманский Вестник".
Избирательное объединение Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее избирательное объединение Мурманское областное отделение политической партии КПРФ, КПРФ) обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Мурманской области об отмене регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что _ _ 2016 года избирательной комиссии Мурманской области был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее избирательное объединение Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ).
Регистрация была произведена на основании представленного в избирательную комиссию Мурманской области протокола конференции Мурманского областного отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ от _ _ 2016 года о выдвижении списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу. Однако данной политической партией конференция проведена с нарушением требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001г. N 95-ФЗ "О политических партиях". В частности, нарушен порядок проведения конференции, поскольку право на выдвижение делегатов на конференцию Мурманского областного отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ предоставлено только общему собранию, которое является высшим руководящим органом регионального отделение политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ, ввиду отсутствия местного отделения партии. Такое общее собрание не проводилось.
Кроме того, решение конференции является неправомочным, поскольку при проведении конференции присутствовало 18 человек при требуемом наличии кворума 20 человек, исходя из численности членов Мурманского областного отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ, которая составляла 38 человек.
По этим основаниям регистрация областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу и регистрацию кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по одномандатным округам от регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ является незаконной.
Административный истец просил отменить регистрации списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу и регистрацию кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по одномандатным округам, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
В судебном заседании представитель административного истца избирательного объединения Мурманского областного отделения политической партии КПРФ по доверенности Лысенко В.А. заявленные требования поддержал, уточнив требования, просил об отмене регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Представители административного ответчика избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Дышин О.А., Евсюкова Е.А. административный иск не признали, указав на пропуск срока административным истцом для обращения в суд по оспариванию регистрации избирательного объединения Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Мурманского областного отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, поддержав письменное мнение на иск, в котором указал на соблюдение процедуры выдвижения кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва и пропуск срока для обращения в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Попко А.Н., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( далее Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "а" пункта 25 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001г. N 95-ФЗ (ред.от09.03.2016) "О политических партиях" политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
На основании пункта 2 статьи 25 вышеприведенного Федерального закона решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 27 июля 2016 года N 205/1191 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва в количестве 39 человек, выдвинутый избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(т.1 л.д. 217-229).
Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 27 июля 2016 года N 205/1193 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва в количестве 28 человек, выдвинутый избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (т.1 л.д. 230- 240).
Основанием для принятия постановления о регистрации послужило решение регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ, оформленное протоколом конференции от _ _ 2016 года.
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001г. N 95-ФЗ (ред.от 09.03.2016) "О политических партиях" установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах, определяется в Уставе политической партии.
Уставом политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ определено, что высшим органом регионального отделения является Конференция, к компетенции которой относится выдвижение кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа власти субъекта Российской Федерации. Конференция считается правомочной, если на её заседании присутствуют более половины делегатов, избранных от соответствующих местных отделений Партии (пункты 6.2, 6.3, 6.4 Устава).
Из протокола конференции от _ _ 2016 года видно, что на учете в региональном отделении состоит 38 членов партии. На конференции присутствовало, и было зарегистрировано 18 делегатов, из избранной нормы представительства 20 делегатов. Число делегатов, необходимое для принятия решения в соответствии с пунктом 6.4 Устава партии, имелось. Поскольку кворум имелся, то конференция была правомочна принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты от регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ (т.1 л.д. 151-160).
В соответствии с пунктами 6.8, 6.9 Устава политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ постоянной действующим руководящим органом регионального отделения Партии является Комитет, состоящий из трех челок, который вправе был созывать внеочередную конференцию регионального отделения и определять норму представительства на конференцию.
Как следует из протокола Комитета N * от _ _ 2016 года, Комитетом было принято решение о созыве внеочередной конференции по вопросам выдвижения списка кандидатов в депутаты на 08 июля 2016 года и *** голосованием произведен выбор депутатов с определением нормы представительства для участия в конференции в количестве 20 делегатов. Об этом свидетельствует содержание протокола, копии бюллетеней (т.1 л.д.142-150).
Анализируя установленные по делу обстоятельства, подтвержденные собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что решение о выдвижение списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва принято правомочным органом - конференцией регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ с соблюдением кворума и с соблюдением порядка *** голосования.
Поскольку порядок выдвижения областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва был соблюден, то избирательная комиссия Мурманской области правомерно произвела регистрацию представленного списка кандидатов в депутаты. Нарушений требований, установленных для выдвижения списка кандидатов в депутаты, не допущено.
Доводы административного истца о неправомочности конференции несостоятельны и опровергаются собранными по делу доказательствами и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Региональным отделением политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ была выражена воля членов политической партии о выдвижении списка кандидатов в депутаты от политической партии на заседании высшего руководящего органа регионального отделения.
Ссылка представителя избирательного объединения Мурманского областного отделения политической партии КПРФ о нарушении требований Федерального закона " О политических партиях", в связи с не проведением избирательным объединением Мурманского областного отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ общего собрания ошибочны и свидетельствуют о неправильном применении Устава политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ (раздел 6, п. 6.7).
С учетом установленного, суд не усматривает оснований для отмены регистрации областного списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Положениями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Указанный срок не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ч.7 ст. 240 Кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", срок для обращения в суд с заявлением, касающимся решений избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, установленный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Судом установлено, что постановление о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, принято избирательной комиссией Мурманской области _ _ 2016 года.
Исходя из вышеприведенных норм закона, последним днем обращения в суд об оспаривании регистрации заинтересованного лица на основании указанного постановления от 27 июля 2016 года является 06 августа 2016 года. Однако с административным исковым заявлением избирательное объединение Мурманское областное отделение политической партии "КПРФ" обратился лишь 02 сентября 2016 года, то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении поданного иска.
Ссылка представителя административного истца Лысенко В.А. на то, что срок обращения в суд по заявленным требованиям исчисляется с момента как стало известно региональному отделению политической партии КПРФ о нарушенном праве в порядке части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ошибочной, т.к. основана на неправильном применении требований закона, регулирующих сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав.
В данном случае процессуальный срок обжалования регистрации областного списка кандидатов в депутаты составляет 10 дней, является пресекательным и независимо от причин его пропуска восстановлению не подлежит. Поэтому суд признает несостоятельными доводы, приведенные в судебном заседание представителем административного истца Лысенко В.А., в обоснование своей позиции по исчислению срока.
При таком положении суд не усматривает оснований для отмены регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, и соответственно для отмены постановления избирательной комиссии Мурманской области от 27 июля 2016 года.
Суд, исходя из части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" к избирательной комиссии Мурманской области об отмене регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Мурманское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий, судья: Пырч Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.