Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Кочергиной Е.Ю., Сат Л.Б.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению прокурора ** Республики Тыва в интересах детей-сирот к администрации муниципального района " **" о возложении обязанности организовать подключение к электрическим сетям жилые дома, построенные в Тес-Хемском кожууне для детей-сирот, к Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" о возложении обязанности подключения к электрическим сетям по апелляционной жалобе представителя ответчика М. на решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 12 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ** Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних детей и детей-сирот к администрации муниципального района " **" о возложении обязанности организовать подключение к электрическим сетям жилые дома, построенные в **, к Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ") о возложении обязанности обеспечить подключение домов к электрическим сетям. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при предоставлении жилых помещений в 2013 году, также соблюдения санитарных, технических и строительных норм при строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой выявлены нарушения. Прокуратурой района в июне 2015 г. установлен факт предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений в ** без подключения к линиям электропередач. В ходе проведенной в июле 2015 г. контрольной проверки устранения нарушений федерального законодательства установлено, что на территории ** в 2014 году, кроме домов для детей-сирот в ** построены жилые дома для детей-сирот в с **, **, **); **; с. **, **, **), которые не подключены к сетям электроэнергии. На основании государственного контракта на "Строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 12 сентября 2014 г. заказчиком строительства домов для детей-сирот в **, с. **, **, с. ** является ГКУ РТ "Госстройзаказ". Строительство домов для детей-сирот в **, с. **, **, с. ** ** окончено 12 января 2015 года. Акты передачи завершенного строительства жилых помещений N N от 12 января 2015 года подписаны между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ГБУ РТ "Управление капитального строительства", субподрядчиком - ООО "Еврострой" и администрацией **. В нарушение требований заказчиком строительства домов для детей-сирот в ** ГКУ РТ "Госстройзаказ" только в июле 2015 года получены технические условия подключения всех вышеуказанных домов для детей - сирот в ОАО "Тываэнерго". Таким образом, заказчик строительства домов для детей-сирот в ** ГКУ РТ "Госстройзаказ" и администрацией района, не исполнены законом предусмотренные обязанности по электроснабжению указанных домов, в связи с чем нарушены права детей-сирот на благоприятные условия проживания в указанных домах. Просил обязать ГКУ РТ "Госстройзаказ" обеспечить подключение домов, построенных в ** для детей-сирот, находящихся по адресу: **, **, **, **); с. ** **, **); **, **); с. **, **, ** и обязать администрацию муниципального района " **" организовать подключение к электросетям указанных домов.
Решением Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 12 ноября 2015 года исковое заявление прокурора ** Республики Тыва удовлетворено частично. Суд обязал ГКУ РТ "Госстройзаказ" обеспечить подключение домов, построенных в ** для детей-сирот по адресу: **; **; с. **, **; **; с. ** **. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 07 июня 2016 года суд обязал ГКУ РТ "Госстройзаказ" обеспечить подключение домов, построенных в ** для детей-сирот по адресу: **; **; с. ** **; **; с. **, **.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, и.о. директора ГКУ РТ "Госстройзаказ" М. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, указав, что администрации муниципальных районов региона обязаны обеспечить организацию условий для жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований, в частности, обязаны обеспечить электроснабжение населения. Кроме того, указывает на то, что в проектно-сметной документации не предусмотрены расходы на подключение построенных домов к электрическим сетям.
В возражении на апелляционную жалобу представителя ответчика прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище" оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Аналогичные положения установлены статьёй 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.2 и п.3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании Соглашения о представлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенного между Министерством Российской Федерации и Правительством Республики Тыва от 30.07.2014г. N 01-01-06/06-206, и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203, Правительство Республики Тыва взяло на себя обязанность обеспечить указанную категорию детей благоустроенными жилыми помещениями.
Стороны не оспаривают, что Министерство финансов РФ перечислило в бюджет Республики Тыва субвенции на строительство домов детям-сиротам.
Также сторонами не оспаривается, что в 2014 году от Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - Минстрой РТ) на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных благоустроенных жилых помещений, на лицевой счёт ГКУ "Госстройзаказ" поступили бюджетные средства, которые в последующем были перечислены ГБУ РТ "Управление капитального строительства".
Согласно п. 1.9 государственного контракта на "Строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", заключенного 12 сентября 2014 г. между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ГБУ РТ "УКС", источником финансирования строительства домов для детей - сирот являются средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республики Тыва в качестве субсидий и республиканский бюджет.
Заказчиком проекта постройки домов, согласно государственному контракту, является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Из материалов дела усматривается, что в указанный государственный контракт входят также строительство домов для детей-сирот в **, а именно: в ** домов по **
Из указанного контракта N установлено, что указанные дома будут предоставлены детям-сиротам.
Актами передачи завершенного строительства жилых помещений N N от 12 января 2015 г. строительство домов для детей-сирот в **, с. ** окончены, подписаны между заказчиком ГКУ РТ "Госстройзаказ", подрядчиком ГБУ РТ "УКС", субподрядчиком ООО "Еврострой" и администрацией ** Республики Тыва.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права квартир, по адресу: ** домов по **, ** **, ** **, **,; **, ** **,2 ГКУ "Госстройзаказ" владеет указанными жилыми помещениями на праве оперативного управления.
Из материалов дела видно, что и.о. директора ГКУ РТ "Госстройзаказ" М. на имя заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО "Тываэнерго" был поданы заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств вышеуказанных объектов.
Причиной отсутствия электричества в указанных домах является отсутствие с ОАО "Тываэнерго" договора технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку указанные договоры ГКУ РТ "Госстройзаказ" не подписаны, условия договора им не приняты.
В соответствии с п. 10 Технического задания на выполнение работ структура цены контракта включает стоимость строительства объекта "под ключ", в том числе расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения (канализации), отопления, электроснабжения и т.п.), расходы по вводу дома в эксплуатацию.
Разделом 2.2. Технического задания предусмотрено, что жилые помещения в сельских поселениях должны иметь централизованное электроснабжение. А при передаче квартиры должны быть подключены к системам инженерного обеспечения по постоянной схеме. (раздел 3 Технического задания0
Государственным контрактом на заказчика возложена обязанность принять выполненные работы, провести их экспертизу. По результатам экспертизы приёмочная комиссия заказчика должно составить мотивированное заключение об исполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что обязанность подключения указанных жилых домов к электрическим сетям возложена на ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Судебная коллегия констатирует, что в рамках принятых на себя Правительством Республики Тыва обязательств по обеспечению детей-сирот жильём с учётом того, что указанные мероприятия были полностью профинансированы, а также принимая во внимание, что на месте будущей постройки домов отсутствовала какая-либо инфраструктура, ГКУ РТ "Госстройзаказ" обязано было предусмотреть в проектной документации и техническом задании вопросы технологического присоединения к действующим электросетям.
Непринятие ГКУ РТ "Госстройзаказ" мер по подключению электроснабжения в домах нарушает права детей-сирот на своевременное их вселение в построенные дома и проживание в них в пригодных для этого условиях.
Доводы апелляционной жалобы представителя ГКУ РТ "Госстройзаказ" о том, что обязанность организации электроснабжения полностью лежит на администрации **, несостоятельны, поскольку, согласно государственному контракту и техническому заданию, а также другим материалам дела ГКУ РТ "Госстройзаказ", приняв выполненные подрядчиком работы, несёт обязанность по подключению вышеуказанной квартиры к сетям инженерно-технического обеспечения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что исковые требования к администрации ** не подлежат удовлетворению, поскольку в бюджете района не предусмотрены денежные средства на строительство электроснабжения домов суд.
Судебная коллегия, полгая верным решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику, исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Электроснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти.
Организация электроснабжения обеспечивается налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство, транспортировку электрической энергии и ее реализацию потребителям, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объёму электрической энергии надлежащего качества.
Такой вывод вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 20 декабря 2010 года N 22-П, от 29 марта 2011 года N 2-П.
Согласно п.п.4 ч.1 ст.4 Устава муниципального района " ** Республики Тыва" к вопросам местного значения относятся организация в границах ** электро- и газоснабжения поселений.
Пунктом 12 плана мероприятий по оформлению земельных участков и осуществления технологического присоединения жилых помещений для детей-сирот, утверждённого распоряжением Правительства Республики Тыва от 14.01.2015 г. N 164-р, было предусмотрено, что подача заявки в ресурсоснабжающие организации на осуществление технологического присоединения, подписание договоров об осуществлении технологического присоединения непосредственное, выполнение работ по присоединению, подготовке актов технологического присоединения и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон будет осуществляться органами местного самоуправления по согласованию.
Представитель администрации ** в суде первой инстанции пояснил, что самостоятельных обязательств по выполнению исковых требований администрация на себя не брала ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств на указанные цели.
Поскольку реализация дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ, ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N948 ВХ-1 относится к полномочиям органа исполнительной власти Республики Тыва и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, то п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N131-ФЗ, относящий к вопросам местного значения муниципальных районов, городского поселения организацию в границах муниципального района, городского округа организацию в границах муниципального района, городского округа электро-, газо- и водоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством, не возлагает на органы местного самоуправления муниципального района, городского поселения обязанность обеспечить электро-, газо- и водоснабжением каждый населённый пункт и жилой квартал за счёт бюджетных средств, поскольку к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений вопросы местного значения об организации электро-, газо- и водоснабжения подлежит осуществлению в рамках утверждённых уполномоченных на то органами целевых программ.
Учитывая то, что заказчиком проекта согласно контракту является ГКУ "Гостройзаказ", пунктом 1.9 Контракта в качестве источников финансирования определены средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республики Тыва в качестве субсидий, и республиканский бюджет, принимая во внимание, что согласно п. 10 технического задания к контракту, цена контракта включает в себя расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.), то является закономерным вывод о том, что обязанность подключения построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения полностью возложена на ГКУ РТ Госстройзаказ.
Доказательство того, что администрация района на основании договора, соглашения взяла на себя обязательства по технологическому присоединению строящихся домов к электрическим сетям, суду предоставлено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
С учётом изложенного, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, не допущено при этом процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой его безусловную отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 12 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.