Судья Липецкого областного суда Сарычев В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юрикова Ю.Н. на постановление начальника отдела земельного надзора управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 27 августа 2015 года и решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении Юрикова Ю.Н. по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 27 августа 2015 года Юриков Ю.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Добринского районного суда Липецкой области от 15 июля 2016 года постановление должностного лица было оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Юриков Ю.Н. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Выслушав Юрикова Ю.Н. и его защитника Субботина А.А., поддержавших доводы жалобы, представителей управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области Шурупову Е.М. и Обойчук О.В., возражавших против жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям) (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции на момент совершения административного правонарушения) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены в Перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.
В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года (пункт 5 статьи 6 Федерального закона действовавшего в редакции на момент совершения административного правонарушения).
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: в том числе соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Юриков Ю.Н. в соответствии с договором аренды N от 22.06.2012 года арендует у администрации сельского поселения "данные изъяты" земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенный "адрес" для сельскохозяйственных целей - размещения водных объектов: для спортивного рыболовства и рыборазведения, организации массового отдыха граждан. Срок аренды со 02.01.2012 года по 31.12.2032 года.
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 23.07.2015 N, государственным инспектором отдела земельного надзора была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли.
В процессе проверки 29.07.2015 года был произведён осмотр территории земельного участка.
В ходе проверки, проведённой 13.08.2015 г. по адресу: "адрес" "адрес" , в отношении Юрикова Ю.Н. было установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения для размещения водных объектов, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в аренде у Юрикова Ю.Н. не используется по целевому назначению более 3-х лет с даты предоставления в аренду земельного участка, а именно: указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения для размещения водных объектов (пруд) покрыт травянистой растительностью естественного происхождения прошлых лет: пижмы обыкновенной, осота розового, полыни обыкновенной, щетинника сизого, щавеля конского, цикория обыкновенного, дудника лекарственного, являющимися многолетними и злостными сорными растениями, а также кустарниковой растительностью - ива плакучая. Выявлены признаки неиспользования земельного участка для размещения водных объектов (пруд), зеркало пруда отсутствует. Зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву и свидетельствует о нарушении порядка пользования землями, неиспользования земельного участка для размещения водных объектов (пруд) более трех лет.
По результатам проверки управлением Россельхознадзора по Липецкой области был составлен акт проверки N N от 17.08.2015 года, который был подписан представителем Юрикова Ю.Н.- Ю.
17.08.2015г . государственн ым инспектор ом отдела земельного надзора управлени Россельхознадзора по Липецкой области в отношении Юрикова Ю.Н. был составлен протокол об административном правонарушении N за нарушение ст.ст.12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ст.6 п.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", административная ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.
27.08.2015г. постановлением начальника отдела земельного надзора управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области Юриков Ю.Н. был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере "данные изъяты" руб.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: постановлением по делу об административном правонарушении N от 27.08.2015г.; протоколом об административном правонарушении N от 17.08.2015г.; актом проверки N от 17.08.2015г.; приказом N от 23.07.2015г.; договором аренды N от 22.06.2012г.; протоколом осмотра земельного участка; видео- и фотоматериалами, а также другими доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что указанный земельный участок был предоставлен Юрикову Ю.Н. в аренду для размещения водных объектов (пруд).
Однако как установлено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области и судьёй в соответствии с целевым назначением земельный участок не используется с момента его предоставления (договор аренды от 22.06.2012 г.), т.е. более 3-х лет, земельный участок покрыт травянистой растительностью естественного происхождения прошлых лет. Юриковым Ю.Н. не представлено доказательств того, что он принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Зафиксированные в акте проверки признаки неиспользования земельного участка (зарастание древесно-кустарниковой растительностью) соответствуют перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г.N369.
Из фототаблицы, имеющейся в материалах видно, что земельный участок покрыт травянистой растительностью естественного происхождения со следами деградации почвы, а также кустарниковой растительностью, зеркало пруда отсутствует.
Эти обстоятельства подтверждают неиспользование земельного участка в течение длительного времени.
Всем доказательствам судьей была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи о наличии в действиях Юрикова Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 КоАП РФ является законным, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех собранных по делу доказательств в их совокупности.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в неиспользовании земли, предназначенного для сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного земельным законодательством. В данном случае в течение срока установленного Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (действовавшего в редакции на момент совершения административного правонарушения).
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно принял во внимание договор аренды земельного участка от 11 января 2011 года не имеет правового значения с учётом общей продолжительности неиспользования земельного участка.
Все доводы жалобы заявителя были предметом проверки судьи районного суда, им дана правовая оценка, они не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного решения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях Юрикова Ю.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих использование земельного участка по назначению материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Административное наказание Юрикову Ю.Н. назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом, доводы жалобы заявителя Юрикова Ю.Н., повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи не могут.
Постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными. Оснований для их отмены не имеется. Жалоба Юрикова Ю.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела земельного надзора управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 27 августа 2016 года и решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении Юрикова Ю.Н. по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Юрикова Ю.Н. - без удовлетворения.
Судья подпись В.Д. Сарычев
Верно.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.