судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю., Федосовой Н.Н.,
при секретаре Беляковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Военного комиссариата Липецкой области на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 24 июня 2016 года,
которым постановлено
Признать незаконным заключение (решение) призывной комиссии отдела ВКЛО по г.Елец (протокол N11 от 14 апреля 2016 года) о признании Петунина С.С. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петунин С.С. обратился в суд с административным иском к отделу Военного комиссариата Липецкой области по г.Ельцу и Елецкому району, призывной комиссии отдела Военного комиссариата Липецкой области по г.Ельцу и Елецкому району, ФКУ "Военный комиссариат Липецкой области", Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ об оспаривании решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Липецкой области по г.Ельцу от 14 апреля 2016 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Доводы административного истца сводились к тому, что от прохождения военной службы он не уклонялся, состоял на воинском учете, однако не получал повесток о явке в военный комиссариат вплоть до достижения предельного призывного возраста 27 лет.
По изложенным основаниям Петунин С.С. просил признать оспариваемое решение незаконным.
В судебном заседании Петунин С.С. административный иск поддержал.
Представитель Военного комиссариата Липецкой области Белых А.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска. Доводы представителя сводились к тому, что поскольку Петунин С.С. не имел права на отсрочку от призыва на военную службу после 2010 года, в силу статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он признается не прошедшим военную службу без законных оснований вне зависимости от наличия его вины.
Представители остальных участвующих в деле лиц в судебное заседание по извещению не явились. От представителей Министерства обороны РФ и Министерства финансов РФ поступили письменные возражения.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Липецкой области просит об отмене решения, настаивая на прежних доводах.
Выслушав представителя Военного комиссариата Липецкой области Дорыданова В.А., поддержавшего жалобу, возражения представителя Петунина С.С. по доверенности Ефанова А.Н. и представителя Министерства финансов РФ Дорохина Р.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апеллянта, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) ... должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.22 Ф З "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон) призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 1 ст . 26 Закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Согласно п . 3 ст . 26 Закона на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Согласно п. п.1 , 2 ст.31 Закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Согласно п. 1 ст . 25 Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п.1.1 ст.28 Закона при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву но основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Согласно п. 34 " Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации " , утвержденного Постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе ", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как видно из материалов дела, Петунин С.С. состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата Липецкой области по городу Ельцу и Елецкому району с 16 февраля 2004 года. 3 октября 2005 года Петунин С.С. был снят с воинского учета в связи с отправкой личного дела призывника по месту учебы в отдел Военного комиссариата Останкинского района г..Москвы. 26 сентября 2005 года Петунин С.С. встал на воинский учет в отделе Военного комиссариата города Москвы по Останкинскому району Северо-Восточного административного округа г..Москвы. В связи с обучением в ВУЗе Петунину С.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2010 года. В 2010 году Петунин С.С. окончил Московский государственный университет путей сообщения. 2 августа 2010 года Петунин С.С. вновь был поставлен на воинский учет в ВК города Ельца и Елецкого района Липецкой области, что подтверждено соответствующим штампом и подписью должностного лица в листке-сообщении установленной формы (л.д.9). Согласно сообщению Военного комиссариата города Москвы от 9 июня 2016 года ввиду снятия с воинского учета по окончании обучения личное дело Петунина С.С. было отправлено в отдел Военного комиссариата Липецкой области по г..Елец 27 сентября 2010 года (исх.1\4037). Согласно сообщению Военного комиссариата Липецкой области от 20 сентября 2016 года, представленному в суд апелляционной инстанции, личное дело Петунина С.С. поступило из ОВК по Останкинскому району г..Москвы в ОВК по городу Елец и Елецкому району 6 декабря 2010 года (вх.3963), однако по вине сотрудников это го отдела призывные мероприятия в его отношении не осуществлялись. Согласно копии паспорта с 30 августа 2002 года Петунин С.С. постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", и эта регистрация не менялась. Суд дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам, применил нормы права в соответствующем их содержанию толковании, и пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения.
При этом суд правильно исходил из того, что отнесение гражданина к категории лиц, не прошедших военную службу без законных оснований, предполагает установление признаков уклонения от военной службы, то есть виновного поведения. Лица, не прошедшие военную службу по призыву в силу исключительных объективных обстоятельств, не связанных с уклонением от ее прохождения, а равно неисполнением обязанностей призывника (неявка в военкомат и т.п.), с учетом конкретных обстоятельств, не могут быть отнесены к вышеназванной категории. Принимая во внимание негативные последствия статуса лица, не прошедшего военную службу без законных оснований, иное означало бы ограничение гражданских прав без вины. Т акое толкование приведенных выше правовых норм обусловливается Постановлением Конституционного Суда РФ N26-П от 30 октября 2014 года, в котором, в частности, указано, что поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. Также Конституционный Суд РФ отметил, что соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ... ограничиваться установлением формальных условий применения нормы ...
Поскольку, как правильно установилсуд первой инстанции, с 2010 года призывные мероприятия в отношении Петунина С.С. не проводились по вине территориального отдела военного комиссариата, он не мог быть признан не прошедшим военную службу без законных оснований. Доказательства уклонения Петунина С.С. от призыва на военную службу административным ответчиком не представлены. Не основаны на доказательствах и доводы административного ответчика, сводившиеся к подложности отметки о постановке Петунина С.С. на воинский учет в ОВК по городу Ельцу и Елецкому району в 2010 году. Петунин С.С. свои обязанности по воинскому учету выполнил своевременно и в полном объеме, в частности, встал на воинский учет по окончании обучения, однако повестки о явке на призывную комиссию ему не направлялись. Выводы суда по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется. Доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.308,309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 24 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Липецкой области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.