Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Верюлина А.В.,
судей Пужаева В.А., Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаевой С.В. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 23 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Верюлина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Федоськин А.И. от имени Костериной Г.З. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование предъявленных требований представитель Федоськин А.И. указал на то, что Костерина Г.З., являясь "данные изъяты" группы, обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в селе "адрес" Республики Мордовия.
Ответом администрации района от "дата" в предварительном согласовании предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства Костериной Г.З. отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения, установленной строительными нормами и правилами автомобильных дорог.
Истец считает данное решение необоснованным, поскольку действующим земельным законодательством отказ по подобным основаниям не предусмотрен.
В связи с этим Федоськин А.И. от имени Костериной Г.З. просил суд признать отказ органа местного самоуправления незаконным с возложением на ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления Костериной Г.З. земельного участка площадью "данные изъяты"., расположенного в селе "адрес" Республики Мордовия, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.1).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 23 июня 2016 г. предъявленные исковые требования удовлетворены (л.д.33-38).
Представитель администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок располагается в границах охранной зоны автомобильной дороги федерального значения 1Р-158, не может быть использован по целевому назначению; согласно выкипировки из генерального плана Саловского сельского поселения расстояние между автомобильной дорогой федерального значения и земельным участком составляет 11 метров, что недопустимо в соответствии с положениями строительных норм и правил (л.д.47-49).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Федоськин А.И. просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь, в том числе на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах поселения, на жилой улице, располагается между двумя домовладениями с зарегистрированными земельными участками, не нарушая их границ (л.д.54).
В судебное заседание истец Костерина Г.З. не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена, просила рассмотреть дело без ее участия.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель истца Костериной Г.З.-Федоськин А.И. возражал относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
В соответствии с частью пятнадцатой статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями подпункта 2 пункта 1 названной статьи предусмотрена необходимость подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, "дата" Костерина Г.З., являющаяся "данные изъяты", в установленном законом порядке обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты".м., кадастровый квартал "N", относящегося к землям населенных пунктов, ограничений в использовании которого не установлено, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с прилагаемой схемой (л.д.19-20).
Письмом "N" от "дата", изданным за подписью главы администрации Лямбирского муниципального района Давыдова Ш.Ф., ответчик указал на отсутствие возможности удовлетворить обращение Костериной Г.З. ввиду того, что испрашиваемый земельный участок располагается в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения, установленной строительными нормами и правилами автомобильных дорог (СНиП "дата"-85).
Указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка письмо администрации не содержит, указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в нарушение положений пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном письме не имеется (л.д.18).
Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" в предварительном согласовании предоставления Костериной Г.З. земельного участка.
Установив отсутствие препятствий в осуществлении истцом права на первоочередное получение в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд первой инстанции правильно возложил на орган местного самоуправления обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, по существу сводящиеся к тому, что испрашиваемый земельный участок располагается в границах охранной зоны автомобильной дороги федерального значения 1Р-158 и не может быть использован по целевому назначению, отклоняются.
Пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указанного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит, ссылок на предусмотренные Земельном кодексом Российской Федерации основания для такого отказа в оспариваемом письме администрации не имеется, а само письмо "N" от "дата", изданное за подписью главы администрации Лямбирского муниципального района Давыдова Ш.Ф., не отвечает требованиям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, четко регламентирующей порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также порядок, форму и содержание решения уполномоченного органа по результатам такого рассмотрения.
Из представленной ответчиком выкипировки из генерального плана Саловского сельского поселения (л.д.25) с достоверностью не усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится в полосе отвода автомобильной дороги или придорожной полосе.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 23 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаевой С.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий А.В. Верюлин
Судьи В.А. Ганченкова
В.А. Пужаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.