Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.,
судей: Ганченковой В.А., Козиной Е.Г.,
с участием секретаря судебного заседания Нуянзиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Алявина И.М. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 26 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Алявин И.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения службы в ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия 29 апреля 1999 г. решением жилищной комиссии он был включен в очередь на улучшение жилищных условий. 24 сентября 2012 г. он был уволен на основании пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штата). Истец и члены его семьи: жена Алявина В.Ф. и дочь Алявина М.И. 2006 года рождения, жилых помещений в собственности или в пользовании не имеют.
Считает, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
19 января 2016 г. на основании определения Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия (л.д. 94-95 т. 1).
С учетом уточненных исковых требований просил:
- признать за ним право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом,
- признать его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище",
- обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия включить в списки граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2016 году и 2017 году, и направить учетное дело Алявина И.М. в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Республике Мордовия для включения в списки получателей государственных жилищных сертификатов и комплектации учетного дела получателя сертификата,
- обязать УФСИН России по Республике Мордовия включить истца в сводные списки получателей государственных жилищных сертификатов, комплектовать учетное дело получателя сертификата, направить необходимые документы в ФСИН России для выдачи жилищного сертификата,
- обязать ФСИН России выдать государственный жилищный сертификат Алявину И.М., исходя из количества членов семьи 3 человека.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 26 мая 2016 г. Алявину И.М. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Алявин И.М. выражает несогласие с принятым судом решением, считая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права. Оспаривает вывод суда о том, что им не предоставлен в жилищно-бытовую комиссию полный пакет документов. Полагает, что признавая решение комиссии от 2 июля 2015 г. о признании истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" незаконным, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований. Считает несоответствующим материалам дела вывод суда о том, что истец не представлял рапорт для включения его в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году. Обращает внимание на несоответствие текста частного определения, имеющегося в материалах дела и оглашенного судьёй в ходе судебного разбирательства. Просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные им требования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия Бодин С.Ю., представитель УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. и представитель ФСИН России Аверкина И.В. просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец Алявин И.М. и его представитель Виканов А.М., представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчиков УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Абанина Н.Н. просила апелляционную жалобу истца отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, дополнениях к ней, и в поступивших относительно неё возражениях, выслушав представителя ответчиков УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Абанину Н.Н., судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, которая содержит подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (в ред. от 18 февраля 2013 г.) "О некоторых вопросах реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила).
В соответствии с абзацем шестым подпункта "а" пункта 5 вышеуказанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 267, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Из пункта 3 данной Инструкции следует, что она регулирует порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы: сотрудникам (бывшим сотрудникам, членам их семей) уголовно-исполнительной системы (подпункт "а" пункта 5 Правил) и гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Согласно указанной Инструкции организацию работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляют учреждения, органы УИС, в которых эти граждане состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях, и учреждения УИС по месту расположения поселка (пункт 6).
Как следует из материалов дела, Алявин И.М. с членами своей семьи с 29 апреля 1999 г. стоит в очереди для улучшения жилищных условий (л.д. 53 т.1).
Он зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (л.д. 18-19 т. 1).
Вместе с тем, согласно договору найма от 15 марта 2013 г. истец совместно со своей женой Алявиной В.Ф. и дочерью Алявиной М.И. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" (л.д. 239 т. 1).
Из справок, выданных исполняющей обязанности главы Дракинского сельского поселения Кажаевой Т.А. от 26 июня 2015 г. и главой администрации Торбеевского городского поселения Сетяевым И.В. от 25 июня 2015 г., следует, что Алявина В.Ф. с несовершеннолетней дочерью Алявиной М.И. проживает по адресу: "адрес" (л.д. 51, 62 т. 1).
Из актов проверки жилищных условий от 26 июня 2015 г. и 1 июля 2015 г. следует, что Алявин И.М. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. 67, 68 т. 1).
В собственности жилых помещений ни истец, ни члены его семьи не имеют (л.д. 54-56 т. 1).
Ранее Алявину И.М. социальные выплаты на строительство и приобретение жилья не предоставлялись (л.д. 58 т. 1).
24 сентября 2012 г. истец был уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов), выслуга лет на день увольнения составила: в календарном исчислении 20 лет 0 месяцев 7 дней, в льготном исчислении 28 лет 10 месяцев 18 дней (л.д. 60-61).
Таким образом, судебная коллегия считает, что имеется совокупность условий, необходимых для признания Алявина И.М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Вместе с тем, следует различать право на улучшение жилищных условий и право на предоставление государственного жилищного сертификата.
Несмотря на то, что целью реализации данных прав является приобретение жилого помещения, однако порядок предоставления мер социальной поддержки в жилищной сфере для каждого из них различный.
В частности, процедура признания лица участником указанной Подпрограммы определена в пунктах 19- 20 вышеприведенных Правил.
Для участия в Подпрограмме Алявин И.М. должен был подать в органы уголовно-исполнительной системы заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1, к которому приложить указанные в пункте 19 Правил документы.
Невыполнение истцом возложенных на него пунктом 19 Правил обязанностей, а именного не предоставление заявление (рапорт) по установленной законном форме и соответствующих документов, в соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил является основанием для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Алявиным И.М. требований, суд первой инстанции исходил из того, что не был соблюден порядок принятия решения о признании истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и включении его в соответствующий список.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда с учетом следующего.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылался в исковом заявлении Алявин И.М., возложена процессуальным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на истца, как на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений.
При этом, стороной истца не представлено суду достаточных доказательств, свидетельствующих о соблюдении Алявиным И.М. установленного законом порядка обращения в органы уголовно-исполнительной системы по вопросу получения государственного жилищного сертификата.
Протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия от 2 июля 2015 г. N 4 (л.д. 231-232 т. 1), как одно из доказательств, был оценен судом в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле.
28 июля 2015 г. на заявление Алявину И.М. от 1 июля 2015 г. (л.д. 201 т. 1) ему направлена архивная выписка из приказа об увольнении и копия послужного списка из архивного дела (л.д. 202 т. 1).
Справка о службе истцом была получена 26 августа 2015 г. (л.д. 203 т. 1).
В сводный список граждан-участников Подпрограммы Алявин И.М. в 2015 г. включен не был (л.д.204-206 т. 1).
Согласие Алявина И.М. и членов его семьи на обработку персональных данных датированы15 января 2016 г (л.д. 236-238 т. 1).
Справка о том, что истцу не выделялась субсидия на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, выдана 29 октября 2015 г. (л.д. 64 т. 1).
С учетом приведенных письменных доказательств, показаний свидетеля Котовой О.Д., объяснений Холодовой И.М., судебная коллегия приходит к выводу, что Алявин И.М. на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия 2 июля 2015 г. не представил предусмотренные законом документы, ввиду чего суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данное решение нельзя признать законным.
В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, суд первой инстанции, оценивая указанное доказательство, действовал в пределах предоставленных ему процессуальным законом полномочий.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд, признавая приведенное решение жилищно-бытовой комиссией незаконным вышел за пределы заявленных исковых требований, с учетом изложенного судебная коллегия не принимает во внимание.
Решение судом первой инстанции в данной части не принималось.
Также суд правильно оценил и заявление (рапорт) Алявина П.М. (л.д. 223 т. 1).
Не указание на нем даты составления и подачи в органы уголовно-исполнительной системы, отсутствие в книге регистрации заявлений (рапортов) о включении в состав Подпрограммы, а также показания свидетеля К.О.Д. объяснения Х.И.М. позволили суду первой инстанции прийти к выводу, что данное заявление (рапорт) Алявиным И.М. в жилищно-бытовую комиссию до заседания 2 июля 2015 г. жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес" не представлялось. Доказательств обратного сторона истца суду не представила.
В данном случае вышеуказанные правила оценки доказательств по делу судом первой инстанции не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную стороной истца позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылку в апелляционной жалобе на несоответствие текста частного определения, имеющегося в материалах дела, с его текстом, оглашенным судьёй в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку частное определение не обжаловалось, в связи с чем оно не является предметом апелляционного рассмотрения.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судом правильно.
Судебная коллегия считает принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 26 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Алявина И.М. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
В.А. Ганченкова
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.