Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.,
судей: Ганченковой В.А., Козиной Е.Г.,
с участием секретаря судебного заседания Нуянзиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
К.С.П., действующая в интересах К.М.А., обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления от "дата" в части отказа во включении К.М.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить её в указанный список, а также к Министерству образования Республики Мордовия о возложении обязанности исключить К.М.А. из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия.
В обоснование заявленных требований указала на то, что К.М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С 2013 года она воспитывается в приемной семье истца и проживает по адресу: "адрес". В связи с изменением места жительства К.М.А. на основании постановления администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от "дата" исключена из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Жилого помещения в собственности К.М.А. не имеет.
Истец полагает, что К.М.А. с учетом её места жительства имеет право на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по городскому округу Саранск, но постановлением администрации городского округа Саранск от "дата" К.М.А. необоснованно отказано в удовлетворении заявления о включении её в указанный список.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июня 2016 г. исковые требования К.С.П., действующей в интересах несовершеннолетней К.М.А., удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации городского округа Саранск от "дата" "N" в части отказа во включении К.М.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность включить К.М.А. в указанный список.
Кроме того, на Министерство образования Республики Мордовия возложена обязанность исключить К.М.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда подлежащим отмене в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права. В качестве доводов жалобы указывает, что выезд детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на постоянное место жительства на территорию другого муниципального образования в пределах одного субъекта не является основанием для исключения из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Оспаривает вывод суда о том, что в связи со сменой места жительства К.М.А. утрачено право на получение жилого помещения в Инсарском муниципальном районе. Полагает, что у суда отсутствовали основания для исключения К.М.А. из указанного списка по Инсарскому муниципальному району.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебной коллегией в связи с достижением К.М.А. "дата" совершеннолетия произведена замена истца.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства образования Республики Мордовия Дугушкин И.К. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. апелляционную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.
Истец К.М.А. и её представитель К.С.П. просили апелляционную жалобу отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, выслушав стороны, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К.М.А. родилась "дата" в "адрес" (л.д. 12). Её мать - К.С.А. в 2009 году была лишена родительских прав (л.д. 7-9), данные об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери (л.д. 16).
На основании распоряжения заместителя главы администрации городского округа Саранск от "дата" "N" (л.д. 84) и договора от "дата" "N" (л.д. 72-73) К.М.А. передана в приемную семью К.С.П. и К.А.А. Указанным распоряжением местом жительства несовершеннолетней К.М.А. на период нахождения под попечительством было определено место жительства попечителей К. - "адрес".
По данному адресу К.М.А. зарегистрирована и проживает с "дата" (л.д.10-11, 59).
До передачи в приемную семью она проживала и была зарегистрирована в жилом доме по адресу: "адрес" (л.д. 10, 90). Данное домовладение принадлежит на праве собственности К.А.А. (л.д. 93).
Постановлением администрации Инсарского муниципального района от "дата" "N" К.М.А. была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилых условий (л.д. 90).
"дата" администрацией Инсарского муниципального района она была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильём (л.д. 88).
В ответ на обращение "дата" К.А.А. в администрацию городского округа Саранск (л.д. 50), ей "дата" было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 46-47).
Основанием для отказа во включении К.А.А. в указанный список явилось не предоставление документов, подтверждающих её право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и не истечение пятилетнего срока с момента совершения намеренного ухудшения жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования К.С.П., действующей в интересах несовершеннолетней К.М.А., к администрации городского округа Саранск суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности постановления администрации городского округа Саранск от "дата" "N" в части отказа во включении К.М.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При этом суд исходил из того, что К.М.А. были представлены в полном объеме документы, подтверждающие её право на включение в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, по городскому округу Саранск.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанций основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Частью 4 статьи 2 указанного Закона Республики Мордовия специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
Порядок ведения Списка в Республике Мордовия установлен в статье 3 приведенного Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З.
Единый Список формируется уполномоченным органом на основании списков, представляемых органами местного самоуправления по форме, утвержденной Правительством Республики Мордовия.
Список ведется отдельно по каждому муниципальному району, городскому округу Саранск в Республике Мордовия и актуализируется ежеквартально. Информация передается органами местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом. Поступившая ежеквартальная информация вносится в список не позднее 15 числа месяца, следующего за очередным кварталом.
На основании Списка уполномоченный орган формирует списки на текущий год и плановый период, в которые включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Списки формируются в целях планирования объема бюджетных ассигнований на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
В целях реализации Закона Республики Мордовия "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" постановлением администрации городского округа Саранск от 10 апреля 2014 г. N 967 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Регламент)
В пунктах 2.5.1-2.5.2 данного Регламента приведен перечень документов, необходимых для предоставления вышеуказанной государственной услуги.
При этом требовать предоставления иных документов, не предусмотренных Регламентом, запрещается (пункт 2.5.4).
Из материалов дела видно, что при обращении в администрацию городского округа Саранск К.С.П., действующей в интересах К.М.А. были представлены все документы, предусмотренные вышеуказанным регламентом.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, она имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, то есть на включение её в соответствующий Список.
Действующим законодательством не предусмотрено, что изменение места жительства в виду передачи несовершеннолетней К.М.А. в приемную семью является намеренным ухудшением жилищных условий.
При таких обстоятельствах у администрации городского округа Саранск отсутствовали правовые основания для отказа во включении К.М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из места жительства К.М.А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
При определении места жительства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьёй 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения статей семейного законодательства об опеки и попечительстве над детьми (часть 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведённых выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, переданных в приемную семью, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Учитывая, что К.М.А. проживает совместно со своими попечителями и зарегистрирована по их месту жительства, то при таких обстоятельствах она имеет права на предоставление специализированного жилого помещения в границах городского округа Саранск.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд незаконно исключил К.М.А. из указанного Списка по Инсарскому муниципальному району, судебная коллегия не принимает во внимание.
Обязанность по исключению К.М.А. из Списка решением суда возложена на Министерство образования Республики Мордовия, которое указанное судебное постановление не обжаловало.
Решение суда в данной части не затрагивает права администрации городского округа Саранск. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным не подлежащим отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы представителя администрации городского округа Саранск.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
В.А. Ганченкова
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.