Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Теплова И.П., Вахониной А.М.,
при секретаре Коминой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Корниловой О. В. по доверенности Усова В. О. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от "ДАТА", которым в удовлетворении исковых требований Корниловой О. В. к Избирательной комиссии Вологодской области о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным и восстановлении в должности государственного гражданского служащего, о взыскании компенсации морального вреда и заработной платы отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения Корниловой О.В. и ее представителя Усова В.О., представителей Избирательной комиссии Вологодской области по доверенностям Виноградовой Г.С., Маркова К.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Корнилова О.В. обратилась "ДАТА" в суд с исковым заявлением к Избирательной комиссии Вологодской области о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным.
В обоснование исковых требований указала, что распоряжением председателя Избирательной комиссии Вологодской области N ... Корнилова О.В. была освобождена от замещаемой должности руководителя аппарата данной комиссии и уволена с 04.04.2016 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении работодателем не были предложены все вакантные должности, которые имелись в учреждении на момент увольнения (начальника отдела финансово-плановой, юридической и организационно-кадровой работы - главный бухгалтер, консультантов и ведущих специалистов в этом отделе, ведущего специалиста информационного центра), нарушено преимущественное право истца на замещение этих должностей, не были предложены вакантные должности в другом государственном органе - Департаменте социальной защиты населения Вологодской области, данное лицо не было включено в кадровый резерв как указанной комиссии, так и кадровый резерв государственной гражданской службы по Вологодской области.
С учетом уточнения исковых требований просила признать увольнение незаконным, восстановить истца на работе в прежней должности, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, оплату вынужденного прогула в размере 288 234,14 рубля.
В судебном заседании истец Корнилова О.В. и ее представитель по доверенности Усов В О. увеличенные исковые требования поддержали.
В судебном заседании представители Избирательной комиссии Вологодской области по доверенностям Виноградова Г.С., Марков К.В. с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на правомерность увольнения.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Корниловой О.В. по доверенности Усов В.О. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение ответчиком порядка увольнения.
В возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия по Вологодской области, прокурор, участвовавший в деле, просят решение суда оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно статье 73 указанного федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Судом принято во внимание, что в соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 1005-О указано, что положения части 2 статьи 31 и пункта 3 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ позволяющие представителю нанимателя предлагать государственному гражданскому служащему не все имеющиеся вакантные должности и не учитывать при предложении должностей преимущественное право государственного гражданского служащего на замещение должности гражданской службы, предусмотренное частью 7 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 данной нормы закона).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона Вологодской области от 17.04.2003 N 889-ОЗ избирательная комиссия области является государственным органом Вологодской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Вологодской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим законом, иными законами области.
Судом установлено, что Корнилова О.В. на основании трудового договора была принята на работу в Избирательную комиссию Вологодской области 16.01.1997 на должность главного специалиста, 30.04.2005 с данным работником был заключен служебный контракт на неопределенный срок, в соответствии с которым данное лицо приняло на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Вологодской области, исполнением обязанностей по должности руководитель аппарата указанной комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 14.12.2015 N 202/1077 утверждена структура аппарата Избирательной комиссии, в соответствии с которой структура аппарата Избирательной комиссии Вологодской области состоит из двух отделов: отдел финансово-плановой, юридической и организационно-кадровой работы (штатная численность 11 человек) и информационный центр (штатная численность 33 человека). Принятым Избирательной комиссией постановлением действующая структура аппарата была реорганизована: исключена должность "руководитель аппарата Избирательной комиссии Вологодской области", как структурное подразделение; образован отдел финансово-плановой, юридической и организационно-кадровой работы путем слияния двух отделов: организационно юридического отдела аппарата Избирательной комиссии (штатная, численность 6 человек) и финансово-планового отдела (штатная численность 3 человека), и введением в него трех дополнительных должностей, информационный центр реорганизации не подвергся.
Во исполнение вышеназванного постановления и в целях оптимизации и совершенствования структуры аппарата председателем Избирательной комиссии Вологодской области издано 14.12.2015 распоряжение N 92-р "Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий".
В утвержденном штатном расписании Избирательной комиссии должность государственной гражданской службы "руководитель аппарата Избирательной комиссии Вологодской области" отсутствует с 19.02.2016.
Председателем Избирательной комиссии Корнилова О.В. была уведомлена 14.12.2015 в письменной форме о сокращении замещаемой должности государственной гражданской службы Избирательной комиссии с 19.02.2016 под роспись.
С 15.02.2016 по 01.04.2016 данный гражданский служащий был временно нетрудоспособен.
Распоряжением Председателя Избирательной комиссии от 04.04.2016 N ... действие служебного контракта прекращено, Корнилова О.В. освобождена от замещаемой должности руководителя аппарата Избирательной комиссии Вологодской области и уволена с государственной гражданской службы с 04.04.2016 в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с выплатой четырехмесячного денежного содержания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения Корниловой О.В. с должности государственной гражданской службы ввиду сокращения должности, при этом порядок и сроки увольнения ответчиком не нарушены, сокращение штата действительно имело место, какие-либо вакантные должности гражданской службы, которые, на основании части 5 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ ответчик был обязан предложить Корниловой О.В., в Избирательной комиссии по Вологодской области отсутствовали.
Доводы подателя жалобы о наличии у истца высшего экономического образования в связи с чем данному служащему могла быть предложена вакантная должность главного специалиста отдела финансово-плановой, юридической и организационно-кадровой работы подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку в должностные обязанности главного специалиста входит осуществление расчета по оплате труда, правильное и своевременное начисление и перечисление платежей в федеральный и местные бюджеты, взносов на социальное страхование и отчислений средств в различные фонды, составление отчетов по налогам, что не соответствует полученному Корниловой О.В. высшему экономическому образованию по специальности "Управление персоналом".
С учетом изложенного судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконном увольнении истца, поскольку они тщательно исследовались в суде первой инстанции, обоснованно не приняты во внимание, не опровергают правильных выводов суда и не могут являться основанием для отмены судебного решения.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от "ДАТА" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Корниловой О. В. по доверенности Усова В. О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.