Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "ДонТерминал" Яблинчук М.Д. на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "ДонТерминал",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо - Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 марта 2016 года ООО "ДонТерминал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление генеральный директор ООО "ДонТерминал" Яблинчук М.Д. обжаловал в суд.
Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 20 июня 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "ДонТерминал" Яблинчук М.Д. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, генеральный директор ООО "ДонТерминал" Яблинчук М.Д., не соглашаясь с решением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения и неправильным применением норм материального права, а именно: неправильное истолкование закона.
Представители ООО "ДонТерминал" по доверенностям Намаконов Д.Г. и Власов А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили жалобу удовлетворить.
Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора по доверенности Шевченко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения доводов жалобы, считая ее необоснованной.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья областного суда приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения судьи Азовского городского суда Ростовской области от 20 июня 2016 года не имеется.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 15 февраля 2016 года по 16 марта 2016 года Таганрогским отделом по надзору на море Черноморо - Азовского морского управления Росприроднадзора на основании приказа от 09 февраля 2016 года N 23 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "ДонТерминал" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
ООО "ДонТерминал" является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единого участника N В-03/2015 от 23 марта 2015 года.
Согласно Уставу ООО "ДонТерминал" осуществляет следующие виды деятельности:
-приобретение, перевозка и поставка (реализация) нефтепродуктов организациям всех форм собственности, а так же частным лицам;
- хранение нефтепродуктов;
- сбор и реализация отработанных нефтепродуктов;
- строительство, эксплуатация и сервисное обслуживание железнодорожно-водной перевалочной базы нефтепродуктов;
- производство и реализация продукции производственно - технического назначения, строительных материалов;
- проектные, строительные, монтажные, ремонтные работы;
- любые иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
Основным направлением деятельности ООО "ДонТерминал" является прием нефтепродуктов (мазут и дизельное топливо) из железнодорожных цистерн, хранение их в резервуарах и отгрузка в танкеры типа "река - море" грузоподъемность 3000 - 5000 тонн. Проектная годовая мощность ООО "ДонТерминал" составляет 500 тыс. т/год по приему и отгрузке мазута и 1000 тыс. т/год по дизтопливу. За период 2014 - 2015 г.г. грузооборот составил 716626, 556 т.
При этом государственная экологическая экспертиза материалов на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах ООО "ДонТерминал" не проводилась.
Соответственно, ООО "ДонТерминал" осуществляет уставную деятельность по перевалке грузов с использованием акватории морского порта Азов в границах внутренних морских вод в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Из содержания ч. 1. ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду рассматривается законодательством как потенциально опасная.
Частями 1, 2 ст. 33 ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленными техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
То есть при проведении государственной экологической экспертизы определяется допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно ч. 7 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат объекты, указанные в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза) является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
На основании ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Минтранспорта РФ "Об открытии морского порта Азов" от 09.07.2009г. N 113 порту Азов присвоен статус морского порта и он открыт для оказания услуг.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" акватория морского порта Азов относится к внутренним морским водам.
В нарушение действующего законодательства ООО "ДонТерминал" осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах морского порта Азов при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вина ООО "ДонТерминал" в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается актом проверки N 0001/02/0023/2016 от 16 марта 2016 года, протоколом об административном правонарушении N 0023/02/5205/0023/ПР/2016 от 21 марта 2016 года, данными о грузообороте за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 год и иными материалами дела.
Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований. Всем доказательствам была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные указанным в жалобе были предметом проверки городского суда, отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении от 20 июня 2016 года, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления и решения.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях ООО "ДонТерминал" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "ДонТерминал" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "ДонТерминал" в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "ДонТерминал" - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ДонТерминал" Яблинчук М.Д. - без удовлетворения.
СУДЬЯ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.