Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шикуля Е.В.
судей Москаленко Ю.М., Авиловой Е.О.
при секретаре Лазаренко П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. административное дело по апелляционной жалобе Рубан И.А. на решение Семикаракорского суда Ростовской области от 29.06.2016 года
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Ростовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 13 по Ростовской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Рубан И.А. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 29889,27 руб. и пени в размере 514,91 руб., задолженности по транспортному налогу в размере 1830 руб. и пени в размере 143,68 руб.
В обоснование требований указано, что Рубан И.В. как собственник транспортного средства и нескольких земельных участков является плательщиком земельного и транспортного налога.
В связи с неисполнением Рубан И.В. обязанности по уплате налогов, 21 октября 2015 года, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Ростовской области было направлено требование N ... по состоянию на 14 октября 2015 года об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 1 830 руб., пени, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, в сумме 143,86 руб., а также задолженности по земельному налогу в сумме 29889,27 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога, в сумме 515,23 руб.
Между тем, вышеуказанное налоговое требование Рубан И.В. исполнено не было.
Решением Семикаракорского суда Ростовской области от 29.06.2016 года административное исковое заявление Рубан И.А. удовлетворено частично. С Рубан И.А. взысканы пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в сумме 143,68 руб., недоимка по земельному налогу в сумме 17168,27 руб. и пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога в сумме 514,91 руб., а также государственная пошлину в доход федерального бюджета в сумме 713 руб.
В апелляционной жалобе Рубан И.А. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что земельный налог за 2012-2013 гг. уплачен ею в полном объеме. При этом исковые требования рассмотренные судом в рамках настоящего дела обусловлены тем, что налоговым органом при исчислении земельного налога за 2012-2013 гг. неверно применена ставка земельного налога 0,3 %, вместо 1,5 %, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
На апелляционную жалобу начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Ростовской области поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Рубан И.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Рубан И.А., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежаще извещенной Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела Рубан И.А. является плательщиком транспортного и земельного налога, поскольку ей на праве собственности принадлежит транспортное средство и несколько земельных участков, два из которых относятся к категории земель - для размещения объектов оптовой и розничной торговли, земельные участки ресторанов, кафе, баров.
02.06.2015 года, административным истцом в адрес административного ответчика Рубан И.А. было направлено налоговое уведомление N ... от 03.04.2015 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2014 год в сумме 1 830 руб., а также земельного налога за 2012-2014 гг. в сумме 29889,27 руб., со сроком уплаты до 01.10.2015 года, с учетом произведенного доначисления налога за 2012-2013 гг. Доначисление обусловлено тем, что при исчислении земельного налога за эти годы выявлена ошибка - налоговым органом ошибочно применена ставка налога 0,3 процента, вместо установленной решениями Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения ставки налога - 1,5 процента.
В связи с неуплатой Рубан И.А. вышеуказанных налогов в установленный срок, в ее адрес направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N ... по состоянию на 14.10.2015 года, которым налоговый орган уведомил Рубан И.А. о наличии у нее задолженности по транспортному налогу в сумме 1 830 руб. и земельному налогу в сумме 29889,27 руб., а также о начислении пени, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, в сумме 143,86 руб. и земельного налога, в сумме 515,23 руб.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что 14.06.2016 года Рубан И.А. произвела оплату транспортного налога за 2014 год в размере 1830 руб. и земельного налога за 2014 год в размере 12721 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для взыскания транспортного налога не имеется, а исковые требования о взыскании земельного налога подлежат частичному удовлетворению в размере 17168,27 руб.
Кроме того, суд пришел к выводу, что исковые требования о взыскании пени, начисленной за несвоевременную оплату налогов подлежит удовлетворению в полном объеме.
Не согласиться с выводами районного суда в части наличия оснований для взыскания задолженности по уплате земельного налога в размере 17168,27 руб. у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, поскольку они соответствует положениям действующего налогового законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, Рубан И.А. является собственником земельных участков: с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... а также с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... Данные земельные участки имеют категорию - для размещения кафе,объектов оптовой и розничной торговли.
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков
Решениями Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения N 71 от 15 октября 2010 года, N 157 от 4 октября 2012 года, N 56 от 8 ноября 2013 года установлены налоговые ставки земельного налога по видам разрешенного использования. Налоговая ставка для категории земель к которым относятся вышеуказанные земельные участки принадлежащие Рубан И.А. составляет 1,5 % от кадастровой стоимости участка.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания недоимки по земельному налогу за 2012-2013 гг., в связи с перерасчетом земельного налога с соблюдением п. 4 ст. 397 НК РФ, предусматривающего направление налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, сомнений в правильности не вызывает.
Неверное применение налоговым органом ставки земельного налога первоначально, явившееся основанием для перерасчета налога, не может служить основанием к освобождению Рубан И.А. от обязанности по уплате доначисленного земельного налога, исходя из нижеследующего.
Обязанность каждого платить, законно установленные налоги и сборы, закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При таких обстоятельствах, Рубан И.А. являясь собственником земельных участков, должна производить уплату земельного налога в размере установленном требованиями действующего законодательства.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в части взыскания с Рубан И.А. пени в связи с несвоевременной уплатой налогов, судебная коллегия исходит из следующего.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (в том числе утратившего статус индивидуального предпринимателя), предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Обязанность по исчислению земельного налога и направлению соответствующего налогового уведомления налогоплательщику - физическому лицу не позднее 30 дней до наступления срока платежа возложена на налоговый орган (статья 52, пункт 3 статьи 396 Кодекса).
Обязанность налогоплательщика - физического лица уплатить этот налог (авансовый платеж) возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уплата налога осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что Рубан И.А., в указанный в уведомлении срок - до 01.10.2015 года, не исполнена обязанность по уплате земельного и транспортного налогов, судебная коллегия полагает, что имеются правовые основания для взыскания с административного ответчика пени, которые подлежат исчислению, исходя из сумм задолженности по земельному налогу в размере 29889,27 руб. и транспортному налогу в размере 1830 руб.
При этом период за который подлежат взысканию пени, по мнению судебной коллегии, составляет 13 дней со 02.10.2015 года (следующий день после дня исполнения, указанного в уведомлении) по 14.10.2015 года (последний день, указанный налоговым органом в представленном им расчете пени).
Учитывая фактические обстоятельства дела и требования налогового законодательства, сумма пени подлежащая взысканию с Рубан И.А. за несвоевременную оплату земельного налога составляет 106,85 руб., а пени за несвоевременную оплату транспортного налога - 6,54 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части взысканных с Рубан И.А. сумм пени.
Поскольку при вынесении решения судебной коллегией изменен размер подлежащих удовлетворению исковых требований, с ответчицы в соответствии со ст. 103 КАС РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 691,27 руб.
Кроме того, судебная коллегия, учитывая положения ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями п.2 ст. 61 БК Российской Федерации специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, считает необходимым изменить решение суда в части указания бюджета, в доход которого подлежит взысканию госпошлина, указав, что госпошлина подлежит взысканию с Рубан И.А. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Семиракорского районного суда Ростовской области от 29.06.2016 года изменить в части взысканных с Рубан И.А. сумм пени, размера государственной пошлины и указания бюджета, в доход которого подлежит взысканию государственная пошлина.
Взыскать с Рубан И.А. пени по транспортному налогу в размере 6 руб. 54 коп., пени по земельному налогу в размере 106 руб. 85 коп.
Взыскать с Рубан И.А. государственную пошлину в размере 691 руб.27 коп. в доход местного бюджета.
В остальной части решение Семиракорского районного суда Ростовской области от 29.06.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубан И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.