Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Ростовского областного суда от 07 июля 2016 г. по делу N 3а-510/2016

 

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Дроздовой Н.А.,

с участием:

прокурора Золотых В.В.,

представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Вдовенко П.А.,

представителя заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административного дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Ростовской области об оспаривании п. 8 (в части) Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года N 212 (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 25 февраля 2016 года N 128),

установил:

Постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям гражданам, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (приложение N 1 к указанному постановлению, далее по тексту - Положение).

Пункт 8 Положения, действующий в редакции постановления Правительства Ростовской области от 25 февраля 2016 г. N 128, предусматривает необходимость представления гражданином, обратившимся за предоставлением ежемесячных денежных выплат (меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) в числе иных документов документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания гражданина (абзац одиннадцатый пункта 8), а также документов, подтверждающих степень родства и (или) свойства членов семьи гражданина, имеющих право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки (свидетельство о браке, о рождении и другие )(абзац двенадцатый пункта 8).

В силу абзаца сорок третьего того же пункта органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации.

 

Исполняющий обязанности прокурора Ростовской области Сысоенков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

абзацы одиннадцатый и двенадцатый п. 8 Положения в той части, в какой обязанность представлять при обращении за получением ежемесячных денежных выплат указанные в названных абзацах документы возлагается на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов,

абзац сорок третий п. 8 Положения в части определения порядка расчета сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, ссылаясь на противоречие указанных норм актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Золотых В.В. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области Вдовенко П.А. не признала административный иск.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкина Н.Н. возражала против удовлетворения требований прокурора.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Положение является неотъемлемой частью постановления Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212, направлено на урегулирование публичных правоотношений и определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг определенным категориям граждан, имеющим право на такую поддержку на основании федеральных законов и за счет средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет в виде субвенций, то есть правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Изложенные признаки позволяют отнести названный акт к числу нормативных правовых актов.

Текст постановления Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 с приложениями официально опубликован в газете "Наше время" 20 декабря 2011 г. (N 579-584 (20573-20578)) с соблюдением требований, закрепленных в ст. 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области".

Нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования (п. 4 постановления Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212).

Пункт 8 Положения действует в редакции постановления Правительства Ростовской области от 25 февраля 2016 г. N 128, официально опубликованного в соответствии с упомянутой выше нормой 29 февраля 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru. В соответствии с пунктом 2 постановления N 128 указанная редакция оспариваемых норм вступила в силу со дня официального опубликования.

Таким образом, порядок опубликования нормативного правового акта и изменений к нему, вступления их в законную силу соблюден.

Постановление, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принято в форме, предусмотренной областным законодательством, подписано уполномоченным на то должностным лицом - Губернатором Ростовской области (ст. 54, 60, 61 Устава Ростовской области - Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 г. N 19-ЗС с последующими изменениями и дополнениями).

Оценивая соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в статье 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. Отношения, связанные с предоставлением им, а также членам их семей компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, урегулированы подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16, подпунктом 2 пункта 2 статьи 18, подпунктом 9 пункта 1 статьи 21 поименованного федерального закона, которые предусматривают право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Аналогичные меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены для граждан, подвергшихся воздействию радиации (пункт 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"), для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии с предписаниями, содержащимися в статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, предоставляя субъекту Российской Федерации определить нормативным правовым актом форму предоставления указанной меры социальной поддержки.

Иных полномочий в отношении граждан, названных в приведенных федеральных законах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

Следовательно, установив исчисление компенсации с учетом региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, размеры которых, утвержденные постановлением Правительства Ростовской области от 13 ноября 2014 года N 764, в некоторых районах Ростовской области ниже утвержденного федерального стандарта, в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, Правительство Ростовской области вышло за пределы своей компетенции.

Право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с упомянутыми выше федеральными законами является непосредственно действующим. Передача Российской Федерацией своих полномочий по предоставлению мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления последними иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.

Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

По изложенным основаниям абзац сорок третий п. 8 Положения в оспариваемой части противоречит перечисленным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Абзацы одиннадцатый и двенадцатый п. 8 Положения, предусматривающие необходимость представления документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания гражданина, а также документов, подтверждающих степень родства и (или) свойства членов семьи гражданина, имеющих право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки, исходя из содержания указанного пункта в равной степени распространяются на все категории граждан, перечисленных в п. 1 Положения.

В пределах заявленного предмета спора суд в рамках настоящего дела проверяет соответствие данных норм актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в какой они распространяются на инвалидов и на семьи, имеющие детей-инвалидов.

Порядок реализации права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренной частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлен специальным нормативным правовым актом - Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами.

Согласно пункту 15 Правил основанием для предоставления названной льготы является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Названными выше Федеральным законом и Правилами представление иных документов гражданами упомянутой категории не предусмотрено.

Между тем, как следует из содержания абзацев одиннадцатого и двенадцатого п. 8 Положения, распространяющихся в том числе на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, представление только выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, для получения меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг недостаточно, поскольку приведенные нормы предусматривают обязанность заявителей представить и иные документы, в том числе те, которые соответствующий орган обязан запросить самостоятельно на основании заключенных соглашений о межведомственном взаимодействии (абзацы двадцать третий - тридцать первый п. 8 Положения).

В соответствии с абзацем тридцать третьим п. 8 Положения представление перечисленных в этом пункте документов в неполном объеме является основанием для отказа гражданину в предоставлении меры социальной поддержки.

Сравнительный анализ приведенных положений нормативных актов федерального уровня и оспариваемых норм Положения свидетельствует о том, что региональными нормами незаконно введены дополнительные обязанности для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, созданы препятствия к реализации их права на социальную поддержку.

При указанных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом содержания оспариваемых норм, характера их применения суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими в соответствующих частях с момента вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление исполняющего обязанность прокурора Ростовской области об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8 Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года N 212 (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 25 февраля 2016 года N 128), в части:

абзацев одиннадцатого и двенадцатого в той мере, в какой они распространяются на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов;

абзаца сорок третьего в части, предусматривающей проведение расчета сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

Обязать Правительство Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 12 июля 2016 года

 

Судья О.А.Руднева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.