Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Рысине А.Ю.
слушала в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по апелляционной жалобе Булатовой И.Д. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Булатова И.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", кадастровый номер " ... ". В обоснование исковых требований указано, что в связи с планируемым возведением на земельном участке, расположенном по адресу: " ... ", объекта индивидуального жилищного строительства, административный истец обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предоставив необходимый пакт документов. Однако ей отказано в выдаче разрешения на строительство. Булатова И.Д. считает отказ органа местного самоуправления незаконным, направленным на ущемление ее законных прав и интересов.
В судебном заседании административный истец Булатова И.Д. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г.Геленджик по доверенности Кулиничев Д.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснил, что отказ является законным и соответствует действующим нормам права, Булатовой И.Д. не были представлены документы, перечисленные в пунктах 4-10 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе градостроительный план земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Геленджик по доверенности Хохлов С.С. просил суд в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что градостроительный регламент испрашиваемого земельного участка не предусматривает - ИЖС. Кроме того, земельный участок расположен в зоне шумового воздействия аэропорта с уровнем звука более 85 дБА, соответственно в шумовой зоне с таким уровнем шума ИЖС не допускается. Также не допускается строительство ИЖС в пределах границ района аэродрома, в том числе без согласования с собственником аэропорта. Поскольку согласно градостроительному плану земельный участок расположен на приаэродромной территории аэропорта Геленджик и гидроаэродрома Геленджик (Бухта), то строительство любых объектов в данной зоне необходимо согласовывать с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта и комиссией по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории гидроаэродрома Геленджик филиала ОАО "ТАНТК имени Г.М. Бериева". Однако административным истцом данные согласования не представлены, как и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС.
Решением Геленджикского городского суда от 31 мая 2016 года административное исковое заявление Булатовой И.Д. к администрации муниципального образования г.Геленджик о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Булатова И.Д. просит решение Геленджикского городского суда от 31 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
Согласно ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 1 ст. 307 и ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Булатовой И.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенный по вышеуказанному адресу, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации муниципального образования г.Геленджик от 30.04.2014г. N1122 утвержден градостроительный план земельного участка.
Решением Геленджикского городского суда от 05.08.2015 года, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ первого заместителя главы муниципального образования г.Геленджик от 08.06.2015 года о внесении изменений в градостроительный план земельного участка по адресу: " ... " в части включения в основные виды разрешенного использования земельного участка следующего вида - индивидуальное жилищное строительство. На должностных лиц администрации муниципального образования г.Геленджик возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о внесении изменений в градостроительный план земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, в части включения в основные виды разрешенного использования земельного участка следующего вида: - индивидуальное жилищное строительство. В части требования Булатовой И. Д. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Геленджик выдать ей разрешение на строительство отказано за необоснованностью.
09.11.2015 года Булатова И.Д. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: " ... ", кадастровый номер " ... ".
Однако, 11.11.2015 года получила отказ, в связи с тем, что не представлена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС; земельный участок расположен в зоне гостиниц пансионного типа, который не предусматривает строительство ИЖС, а также участок расположен в зоне шумового воздействия аэропорта с уровнем звука более 85 дБА, что также не допускает строительство ИЖС.
Не согласившись с указанным отказом управления архитектуры, Булатова И.Д. обжаловала его в суд.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правил землепользования и застройки части территории муниципального образования г.Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования от 27.07.2010 года N466, и градостроительного плана, спорный земельный участок расположен во 2 территориальной зоне санитарной охраны курорта в соответствии с границами зон санитарной охраны округа Геленджикской группы курортов, и в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования, земельный участок отнесен к зоне гостиниц пансионного типа (Р-6), где запрещается строительство жилых домов.
Кроме того, данный земельный участок расположен в зоне шумового воздействия аэропорта с уровнем звука более 85 дБА. Согласно ГОСТ 22283-88 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения", в шумовой зоне с таким уровнем шума индивидуальное жилищное строительство не допускается.
В соответствии с градостроительным планом земельный участок расположен на приаэродромной территории аэропорта и гидроаэродрома.
Исходя из положений ст. 46, 47 Воздушного кодекса РФ, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Постановлением правительства РФ от 11.03.2010 года N138 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства РФ" (в ред. от 04.08.2015 года), для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов -окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для указанной зоны, применительно к понятию "шумовой зоны", "санитарной зоны".
Строительство любых объектов в данной зоне необходимо согласовывать с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта и комиссией по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории гидроаэродрома Геленджик филиала ОАО "ТАНТК имени Г.М. Бериева".
Однако административным истцом данные согласования не представлены, как и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из смысла ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка - это план земельного участка, составляемый для застроенных и предназначенных для застройки земельных участков, в котором указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, градостроительный план земельного участка выдается с учетом действующих на момент его выдачи градостроительных требований. Вместе с тем, доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в Правил землепользования и застройки, в материалы дела не представлено.
Кроме того, п. 9 ст.31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы, а также из положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство должно соответствовать, в том числе и градостроительному плану земельного участка.
Однако, суду не представлено доказательств, обращения к административному ответчику с соответствующим заявлением и предоставлением градостроительного плана, в который внесены изменения на основании судебного акта от 05.08.2015 года.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство не допускается при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Разрешение на строительство выдается только в соответствии с градостроительным планом земельного участка и Правилами землепользования и застройки, а ранее установленные виды разрешенного использования земельного участка при новом строительстве и реконструкции объектов приводятся в соответствии с градостроительным регламентом, а не наоборот.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Геленджик в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принят полномочным на то лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Булатовой И.Д. исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Булатовой И.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.