Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Вилер А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Ширдармаевой Э.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Ульяновой Л.Е. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ольская районная больница" о взыскании компенсации расходов по оплате освещения
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., выслушав объяснение прокурора прокуратуры Магаданской области Зариповой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Ульяновой Л.Е. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ольская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Ольская районная больница") о взыскании компенсации расходов по оплате освещения за период с 1 января 2013 года по 30 апреля 2016 года в размере 9029 рублей.
В обоснование требований указал, что Ульянова Л.Е. работает в должности " ... " " ... " участковой больницы МОГБУЗ "Ольская районная больница" и проживает в селе " ... " Ольского района Магаданской области, в связи с чем относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В период с 01 января 2013 года по 30 апреля 2016 года Ульяновой Л.Е. не в полной мере производилась компенсация за коммунальные услуги, невыплаченная сумма компенсации составляет 9029 рублей.
Определением судьи Ольского районного суда от 29 апреля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 10 июня 2016 года исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов Ульяновой Л.Е. удовлетворены частично.
С МОГБУЗ "Ольская районная больница" в пользу Ульяновой Л.Е. взыскана компенсация расходов по оплате освещения за период 01 января 2013 года по 30 апреля 2016 года в размере 4623 рублей 50 копеек, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В доход бюджета муниципального образования "Ольский городской округ" МОГБУЗ "Ольская районная больница" взыскана государственная пошлина в размере 204 рубля 82 копейки.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области просит отменить судебное решение ввиду нарушения судом норм материального права.
Указывает, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" медицинским работникам медицинских организаций Магаданской области, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, компенсация в части электроснабжения ограничивается лишь затратами электроэнергии на освещение.
Вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, полагает, что компенсацию необходимо рассчитывать на основании Методики расчета потребления электрической энергии на потребление, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Истец, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании частей 3 - 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснение прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) для медицинских и фармацевтических работников (врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1 статьи 1).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Ульянова Л.Е., являясь медицинским работником (работала с 13 сентября 2004 года в должности " ... "), проживая в селе " ... " Ольского района, в спорный период имела право на меры социальной поддержки в виде указанной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за отопление и электроснабжение.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
При таком положении, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца понесенные ею расходы на оплату потребленной в спорный период коммунальной услуги электроснабжения, за вычетом суммы компенсации, произведенной ответчиком в бесспорном порядке за период 01 января 2013 года по 30 апреля 2016 года в размере 4623 рублей 50 копеек.
Выражая несогласие с решением суда в данной части третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, утверждает, что истец имеет право на компенсацию расходов только по освещению жилого помещения, а не всей потребленной электроэнергии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Проводя диверсификацию расходов государства на означенные цели, федеральный законодатель пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внес ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Действуя в рамках своих полномочий, региональный законодатель в Законе Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ предусмотрел для медицинских и фармацевтических работников, педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, компенсацию расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1статьи 1 Закона).
В целях реализации данного Закона постановлением администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - заявители), согласно которому для получения такой компенсации заявителю необходимо представить документы, отражающие расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт "в" пункта 2 Порядка), а также Перечень профессий и должностей специалистов и работников, проживающих на территории Магаданской области, входящих в категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в который включена должность акушера.
Как указано выше, ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению (электроснабжению). Таким образом, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
При этом названные нормативные правовые акты не регламентируют порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели.
Поскольку и федеральное, и областное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчет компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, должен производится на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть принята во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
При таком положении взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных ею в спорный период, произведено судом правомерно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи А.А. Вилер
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.