СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ошманкевича Р.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2016 года, по которому:
Обязали Администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" произвести ремонт жилого помещения "Адрес обезличен"
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коданева А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности произвести ремонт жилого помещения "Адрес обезличен"
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" Ладанов А.И. с иском не согласился.
Представители третьих лиц: Комитета жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" - Никонова Е.Г., Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар" - Рогова Е.А., Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Шмидт Е.Ю. требования не признали.
Третьи лица Коданева С.И., Коданев Г.В., Коданев Д.В., Коданева В.В. в судебном заседании участия не приняли, судом извещены.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда, поскольку решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ... городского суда от "Дата обезличена" ФИО1, ФИО2 лишены родительных прав в отношении ... несовершеннолетних детей, в том числе ФИО3, "Дата обезличена" г.р., ФИО4, "Дата обезличена" г.р., Коданевой А.В., "Дата обезличена" г.р., ФИО5, "Дата обезличена" года рождения.
Постановлением главы администрации "Адрес обезличен" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" за Коданевой А.В. и ФИО3 закреплено право пользования жилым помещением "Адрес обезличен".
После окончания образовательных учреждений истец не смогла вселиться в закрепленное за ней жилое помещение, так как "Дата обезличена" в квартире произошел пожар.
В квартире, кроме истца Коданевой А.В. зарегистрированы: ФИО2, (мать истца), ФИО3, ФИО5, ФИО4
Из информации, представленной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Коданевой А.В. следует, что сотрудниками Детского дома закрепленное жилое помещение проверялось. Так, в "Дата обезличена" директором детского дома было направлено ходатайство в УВД "Адрес обезличен" с просьбой взять квартиру под особый контроль участковых инспекторов (письмо от "Дата обезличена" "Номер обезличен"). В "Дата обезличена" подготовлено ходатайство в адрес Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" об оказании помощи в ремонте квартиры после пожара (письмо от "Дата обезличена" "Номер обезличен"). В "Дата обезличена" администрация Детского дома обращалась в ООО " ... с ходатайством об оказании помощи в ремонте квартиры после пожара (письмо от "Дата обезличена" "Номер обезличен").
Как следует из заключения межведомственной комиссии от "Дата обезличена", квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Из заключения эксперта Бюро товарных экспертиз при Торгово-промышленной палате Республики Коми ФИО17 следует, что конструкции помещений квартиры имеют видимые значительные следы произошедшего возгорания в виде оседания сажи и копоти на стенах и потолках, дверных блоках, ремонт квартиры после произошедшего возгорания и до настоящего времени не произведен. На потолке, стенах в жилых комнатах площадью 10,5 и 17, 6 кв. м, прихожей, ванной, кухни присутствуют следы копоти, и сажи с частичным отслоением окрасочного слоя от поверхности. На оконных блоках следы копоти и сажи, с отслоением окрасочного покрытия. В жилой комнате отсутствует дверной блок, коробка имеет следы термического воздействия. Электрическая проводка находится в аварийном состоянии, провода оголены, частично отсутствуют электротехнические приборы (выключатель). В помещении ванной имеются следы черной плесени, копоти, отсутствует умывальник, имеется лишь трубная подводка, имеется ванна со смесителем и душевой сеткой на гибком шланге. Водоснабжение отсутствует. Имеется разрушение стенового проема при входе в санузел, приведшее к незначительному снижению несущей способности. В квартире отсутствует санитарно-техническое оборудование, кроме системы отопления.
Без проведения работ по текущему и капитальному ремонту квартира не пригодна для проживания. В квартире необходимо выполнить работы по капитальному ремонту сетей электроосвещения и восстановлению дверных блоков, пострадавших от произошедшего возгорания.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.)
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлена обязанность наймодателя передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Кроме того, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" работы по оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит, инженерного оборудования отнесено к капитальному ремонту.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, регулирующих спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца, поскольку в период проживания несовершеннолетних в детском учреждении обязанность по сохранности жилого помещения и содержании его в надлежащем состоянии возложена на орган местного самоуправления, поскольку данная обязанность органом местного самоуправления исполнена не была, жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние, в связи с чем обязанность по его ремонту должна быть возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными, основанными на обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что обязанность осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений закрепленных за детьми- сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей возлагается на органы исполнительной власти Республики Коми, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству обоснованно отклонены судом. Положения ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не освобождают администрацию МО ГО "Сыктывкар", в соответствии с положениями ст.30 Жилищного кодекса РФ, от обязанности поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда.
Как следует из ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Следовательно, резолютивную часть решения суда необходимо уточнить указанием на то, что администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана привести спорное жилое помещение в пригодное для проживания состояние.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда:
"Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" привести квартиру "Адрес обезличен" в пригодное для проживания состояние, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.