СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Слободянюк Т.А. и Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г..
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе ГКУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 года, по которому:
Иск прокурора г.Ухты в интересах Лисицыной Л.В. удовлетворен.
Взыскано с республиканского бюджета в лице Министерства здравоохранения Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу Лисицыной Л.В. денежные средства в счет возмещения стоимости лекарственных средств в размере ...
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя ответчика Паншиной С.Н., истца Лисициной Л.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Ухты в интересах Лисицыной Л.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании в счет возмещения стоимости лекарственного препарата " ... ", приобретенных ею за счет собственных средств по причине не обеспечения указанным лекарственным препаратом, в сумме ...
Определением суда от "Дата обезличена". в качестве третьих лиц были привлечены ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" и ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми".
Определением суда от "Дата обезличена" в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Коми.
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Лисицына Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержав доводы, изложенные в отзывах.
Представитель Минфина РК в судебное заседание не явился, представив отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" и ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения суда, в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лисицына Л.В. с "Дата обезличена". в ГУ " ... " состоит на учете с диагнозом: ... В связи с имеющимся у нее заболевании в "Дата обезличена". была назначена терапия ... в высокодозном режиме: 1-й месяц 20 млн ед/м2 в/в кап с 1-5 день, далее 11 месяцев по 10 млн ед/м 3 р/нед.
Лисицына Л.В. относится к категории граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
При обращении Лисицыной Л.В. в ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" за консультацией врача-онколога "Дата обезличена". Лисицыной Л.В. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата ... ) ... , раствор для внутривенного и подкожного введения, ... - ... упаковки.
ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" на тот момент в адрес Министерства здравоохранения РК была направлена заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты, лечебное питание на "Дата обезличена" для обеспечения льготных категорий граждан в РК согласно Постановления РФ N 890 от 30.07.1994г., где в перечне лекарственных препаратов имелось лекарственное средство ... в количестве ... упаковки.
После обращения Лисицыной Л.В. в ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" Учреждением "Дата обезличена". была направлена дополнительная заявка для индивидуального лекарственного обеспечения вышеназванным лекарственным препаратом в количестве ... упаковок из расчета на ... месяцев лечения.
Также на получение лекарственного препарата Лисицыной Л.В. дополнительно были выписаны рецепты: "Дата обезличена". - на ... упаковок (рецепт "Номер обезличен") и "Дата обезличена". - на ... упаковок (рецепт "Номер обезличен").
За весь период обращений Лисицыной Л.В. лечебным учреждением было выписано ... упаковки.
Лисицыной Л.В. производился отпуск лекарственного препарата " ... " по льготным рецептам в аптеке "Номер обезличен" ГУП РК "ГАРК" по рецепту "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в количестве ... упаковок (дата отпуска "Дата обезличена".) и по рецепту "Номер обезличен" от "Дата обезличена". в количестве ... упаковок (дата отпуска "Дата обезличена".), что подтверждается реестром отпущенных рецептов за период с "Дата обезличена". по "Дата обезличена". То есть всего было отпущено ... упаковки.
"Дата обезличена". Лисицына Л.В. обратилась в Минздрав РК и Прокуратуру РК по вопросу обеспечения лекарственным препаратом ...
Ответом Минздрава РК от "Дата обезличена". "Номер обезличен" Лисицыной Л.В. было сообщено, что лекарственный препарат ... был включен в заявку ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника) для обеспечения пациентов в рамках программы "Льгота-890". В связи с отсутствием предложений поставщиков электронный аукцион на поставку данного препарата был признан не состоявшимся. Заявка была направлена на повторное размещение. По итогам размещения государственного заказа, при условии заключения государственного контракта, данный препарат будет поставлен в Республику Коми (ориентировочно - конец "Дата обезличена"
Учитывая, что указанный препарат является жизненно необходимым, прием которого должен был осуществляться по определенному установленному графику, Лисицына Л.В. приобрела "Дата обезличена". ... упаковок за собственные денежные средства, потратив при этом ... , "Дата обезличена". - ... упаковок на сумму ... , "Дата обезличена". - ... упаковки на сумму ... , "Дата обезличена". - ... упаковок на сумму ... , "Дата обезличена". - ... упаковок на сумму ... , что подтверждается товарными и кассовыми чеками. Всего Лисицына Л.В. приобрела ... упаковок назначенного лекарственного препарата, на что затратила ...
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно п.п.10, 14 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.З ст.44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Согласно пп.33 п.9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283, Министерство для реализации возложенных на него задач исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
В силу ст.ст.15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, регулирующих спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца, поскольку Лисицына Л.В. не была своевременно обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом по вине Министерства здравоохранения Республики Коми, что привело к нарушению прав онкологически больного гражданина на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными, основанными на обстоятельствах ФИО2 и требованиях действующего законодательства.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что в спорный период Лисицыной Л.В. выписаны ... рецепта на ... упаковки лекарственного препарата и иные рецепты за время лечению пациенту не выписывались, в связи с чем, не представлены документы, подтверждающие нуждаемость Лисицыной Л.В. в приеме лекарственного препарата в количестве ... штук, не может быть принята во внимание, поскольку лечение было назначено лечащим врачом ГУ ... " в течение ... года и прописана схема приема препарата, при этом, после выписки первого рецепта "Дата обезличена". истице был отпущен препарат "Дата обезличена". в количестве ... упаковок из ... необходимых и следующее обеспечение препаратом было обеспечено лишь "Дата обезличена"., то есть спустя более ... месяцев после первого отпуска препарата, в связи с чем Лисицына Л.В. вынуждена была приобретать указанный препарат самостоятельно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что препарат покупался Лисицыной Л.В. в дозировках превышающих назначенные лечащим врачом ГБУЗ "Ухтинская городская поликлиника", не может быть принят во внимание, поскольку указанный препарат приобретался Лисицыной Л.В. в дозе превышающей рекомендованную, в связи с отсутствием необходимой дозировки препарата, при этом использовался в соответствии со схемой приема, рекомендованной лечащим врачом, то есть упаковка в ... млн. ед., применялась на два раза для ввода по ... млн. ед. соответственно.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.