СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Перминовой Н.А. и Пунегова П.Ф.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 15 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июня 2016 года, по которому
на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность обеспечить в срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранение деформаций земляного полотна (просадки грунта) и обустраивание системы водоотвода с обеих сторон на участках автомобильной дороги "Керчомъя-Дзель"Усть-Куломского района с 45 км. + 320 м. до 45 км. + 380 м., с 52 км. + 600 м., до 52 км. + 720 м.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Сильницкой Я.В. - представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности устранить деформацию земляного полотна (просадку грунта) и обустроить системы водоотвода с обеих сторон на участках автомобильной дороги "Дон-Керчомъя-Дзель" с 45 км. + 320 м. до 45 км. + 380 м., с 52 км. + 600 м., до 52 км. + 720 м., указав в обоснование требований, что на данном участке дороги имеются нарушения действующего законодательства в сфере организации безопасности дорожного движения, в том числе правил содержания дорог, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании представитель ГКУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми иск не признал.
Прокурор Усть-Куломского района и представитель ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действуя по доверенности в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, не согласно с решением суда и просит его отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в связи с передачей спорной автодороги в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Усть-Куломского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автодорога "Дон-Керчомъя-Дзель" является автомобильной дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми и числится в реестре государственной собственности Республики Коми. Данная автодорога решением Дорожного агентства Республики Коми от 01 января 2015 года N1 передана в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Проверкой, проведенной прокуратурой Усть-Куломского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Усть-Куломскому району, установлено, что на участках автомобильной дороги "Керчомъя-Дзель" Усть-Куломского района выявлены недостатки в техническом состоянии, а именно: на участках с 45 км. + 320 м. до 45 км. + 380 м. и с 52 км. + 600м по 52 км. + 720 м на проезжей части имеется разрушение дорожного полотна по всей площади в виде просадки грунта в результате поступления грунтовых и поверхностных вод, с обеих сторон дороги отсутствуют дренажные каналы (водоотвод), необходимые для удаления воды за пределы дорожного полотна, что свидетельствует о несоответствии транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Факт ненадлежащего содержания дороги и её несоответствие требованиям технических регламентов подтверждается письменными доказательствами в материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Установив, что неудовлетворительное состояние автодороги "Керчомъя-Дзель" Усть-Куломского района затрудняет движение транспортных средств, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий и создает угрозу безопасности дорожного движения, нарушая тем самым права неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности требований прокурора Усть-Куломского района о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на спорных участках автомобильной дороги на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Не оспаривая факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения, ГКУ РК "Центр правового обеспечения" в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответственность за ненадлежащее содержание автомобильной дороги "Дон-Керчомъя-Дзель" должно нести только ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", которому с ... года переданы функции владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми на праве оперативного управления.
Данные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не являются основанием к отмене решения суда.
Действительно, из материалов дела следует, что автомобильная дорога "Дон-Керчомъя-Дзель" решением Дорожного агентства Республики Коми от ... года N ... и по акту приема - передачи от ... года передана в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
... года между ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (заказчик) и ООО " ... " (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Куломский" в ... г.г., по условиям пункта 1.1. которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Куломский" в ... г.г. общей протяженностью: дороги - ... км, на автодорогах и дорожных сооружениях, оговоренных в Приложении N1 к настоящему контракту, являющимся неотъемлемой частью контракта, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств.
Согласно Уставу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" учредителем учреждения является Республика Коми; функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (пункт 2); учреждение находится в ведении Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 3); предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной настоящим уставом компетенции, полномочий Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, правового сопровождения в сфере дорожного хозяйства, транспортного обслуживания Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (пункт 15).
Поскольку спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на поверхности проезжей части дороги на данное учреждение.
При этом суд правомерно учел и то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Согласно Положению о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденному постановление Правительства Республики Коми от 28 декабря 2015 года N 574, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставлению государственных услуг в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет, в частности, следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности; обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций (подпункты 34.44,46,50,78,79,80 пункта10 Положения).
В связи с изложенным, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью не только ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", но и Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего полномочия главного распорядителя выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
При этом факт передачи автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения Республики Коми в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" сам по себе не может свидетельствовать об освобождении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности организовать устранение недостатков в техническом состоянии автодороги и от контроля за выполнением ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложенных на него обязательств.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.