СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 18 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе НЗ на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 23 мая 2016 года, которым исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены.
Прекращено действие права на управление транспортными средствами НЗ, "Дата обезличена" года рождения, имеющего с "Дата обезличена" водительское удостоверение серии "Номер обезличен" по категории " ... ".
НЗ обязан сдать водительское удостоверение серии "Номер обезличен" от "Дата обезличена" по категории " ... " в Отдел ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскана с НЗ в доход бюджета МО ГО " ... " государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения НЗ представителя прокурора МГ судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действующий в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к НЗ о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории " ... ", обязании сдать водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории " ... " в ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, указав, что ответчик страдает алкоголизмом, нарколога в установленном порядке не посещает, ремиссия заболевания не установлена и, имея возможность воспользоваться транспортным средством, может создать реальную угрозу жизни и здоровью окружающих лиц.
Ответчик требования прокурора не признал.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что алкоголь не употребляет длительное время, от заболевания "алкоголизм" излечился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что "Дата обезличена" НЗ выдано водительское удостоверение серии "Номер обезличен" на право управления транспортными средствами категории " ... ".
НЗ находился под наблюдением врача-нарколога с "Дата обезличена" с диагнозом " ... ", решением врачебной комиссии "Номер обезличен" от "Дата обезличена" установлена ремиссия по заболеванию периодом наблюдения в течение двух лет девяти месяцев, НЗ признан годным к управлению автотранспортными средствами категории " ... ", вместе с тем, нуждается в дальнейшем наблюдении у врача-нарколога в связи с негодностью к управлению автотранспортными средствами категории " ... ".
Как следует из медицинской карты амбулаторного наркологического больного, в "Дата обезличена" г.г. НЗ посещал врача-нарколога нерегулярно, в "Дата обезличена" года произошел рецидив заболевания - находился в запое две недели, в связи с чем было назначено стационарное лечение, в "Дата обезличена" кабинет нарколога не посещал, "Дата обезличена" посетил кабинет нарколога четыре раза, в "Дата обезличена" - два раза.
Согласно сообщению ГБУЗ РК " ... " от "Дата обезличена" в настоящее время согласно выставленному НЗ. диагнозу " ... " у последнего имеются медицинские психиатрические противопоказания к управлению транспортными средствами всех категорий, в том числе " ... ".
Удовлетворяя требования, суд пришел к правильному выводу о том, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", заболевание, имеющееся у ответчика является противопоказанием для допуска его к водительской деятельности.
Согласно позиции "Водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта" раздела "Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности" Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377, предусматривает медицинские диагнозы - пограничную умственную отсталость и задержки умственного развития, эпилепсию и синкопальные состояния, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию в качестве дополнительных медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления водителями автомобилей, относящимися к категориям средств B, C.
В соответствии с указанным Перечнем лица, страдающие заболеванием - алкоголизм, допускаются к осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а именно: к управлению автомобилями - категории "В,С" при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", и к числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям. Применение указанного ограничения обеспечивается нормами ст. 23 указанного закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного заключения является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с п. 2.3.2 Правил дорожного движения РФ водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинского освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
В данном случае, исходя из наличия у НЗ. в настоящее время диагноза "алкоголизм", суд правильно указал, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям, не отвечает в настоящее время установленным нормами вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Положения ст. 3 вышеназванного закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяют приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движении.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 Закона, право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования ФЗ "О безопасности дорожного движения" и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В данном случае, системное толкование вышеприведенных норм закона и международного законодательства, позволяет заключить, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движении.
Таким образом, при установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортным средством противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а следовательно, такая деятельность подлежит прекращению, которое, в свою очередь, обеспечивается посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Вывод суда является законным и обоснованным, постановленным при верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, и приведенных в мотивировочной части оспариваемого решения, согласуется с установленными по делу обстоятельствами, которые подтверждены совокупностью исследованных в суде доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НЗ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.