СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Перминовой Н.А. и Пунегова П.Ф.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 05 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2016 года, по которому
заявление прокурора Усть-Куломскорго района удовлетворено;
на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность обеспечить в срок до ... стационарным наружным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников следующие пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", находящиеся на автомобильной дороге Сыктывкар - Троицко-Печорск в Усть-Куломском районе Республики Коми:
- км. 155+823 справа, км. 155+827 слева;
- км. 159+938 справа, км. 159+942 слева;
- км. 168+ 908 справа, км. 168+912 слева;
- км. 173+848 справа, км. 173+852 слева;
- км. 178+168 справа, км. 178+172 слева;
- км. 180+068 справа, км. 180+072 слева;
- км. 180+718 справа, км. 180+722 слева.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Сильницкой Я.В. - представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности обеспечить стационарным наружным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников следующие пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", находящиеся на автомобильной дороге Сыктывкар - Троицко-Печорск в Усть-Куломском районе Республики Коми: км. 155+823 справа, км. 155+827 слева; км. 159+938 справа, км. 159+942 слева; км. 168+ 908 справа, км. 168+912 слева; км. 173+848 справа, км. 173+852 слева; км. 178+168 справа, км. 178+172 слева; км. 180+068 справа, км. 180+072 слева; км. 180+718 справа, км. 180+722 слева, указав в обоснование требований, что на данных участках дороги имеются нарушения действующего законодательства в сфере организации безопасности дорожного движения, в том числе правил содержания дорог, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представители Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" иск не признали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действуя на основании доверенности в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, не согласно с решением суда и просит его отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, в связи с передачей спорной автодороги в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Усть-Куломского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автодорога "Сыктывкар - Троицко-Печорск" является автомобильной дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми и числится в реестре государственной собственности Республики Коми. Данная автодорога решением Дорожного агентства Республики Коми от ... года N ... передана в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Проверкой, проведенной прокуратурой Усть-Куломского района по обращению ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району, установлено, что на автомобильной дороге "Сыктывкар - Троицко-Печорск" в Усть-Куломском районе Республики Коми пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", не оборудованы стационарным наружным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников, а именно следующие пешеходные переходы, расположенные на указанной автомобильной дороге: км. 155+823 справа, км. 155+827 слева; км. 159+938 справа, км. 159+942 слева; км. 168+ 908 справа, км. 168+912 слева; км. 173+848 справа, км. 173+852 слева; км. 178+168 справа, км. 178+172 слева; км. 180+068 справа, км. 180+072 слева; км. 180+718 справа, км. 180+722 слева, что свидетельствует о несоответствии указанных пешеходных переходов требованиям к их эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Факт ненадлежащего содержания дороги и её несоответствие требованиям технических регламентов подтверждается письменными доказательствами в материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Установив, что неудовлетворительное состояние автодороги "Сыктывкар-Троицко-Печорск" Усть-Куломского района способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий и создает угрозу безопасности дорожного движения, нарушая тем самым права неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности требований прокурора Усть-Куломского района о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на спорных участках автомобильной дороги на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Не оспаривая факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения, ГКУ РК "Центр правового обеспечения" в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответственность за ненадлежащее содержание автомобильной дороги "Сыктывкар-Троицко-Печорск" должно нести только ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", которому с ... года переданы функции владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми на праве оперативного управления.
Данные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не являются основанием к отмене решения суда.
Действительно, из материалов дела следует, что автомобильная дорога "Сыктывкар-Троицко-Печорск" решением Дорожного агентства Республики Коми от ... года N ... и по акту приема - передачи от ... года передана в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Согласно Уставу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" учредителем учреждения является Республика Коми; функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (пункт 2); учреждение находится в ведении Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 3); предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной настоящим уставом компетенции, полномочий Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, правового сопровождения в сфере дорожного хозяйства, транспортного обслуживания Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (пункт 15).
Поскольку спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части обустройства пешеходных переходов освещением на данное учреждение.
При этом суд правомерно учел и то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 стати 3 указанного Федерального закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Согласно Положению о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденному постановление Правительства Республики Коми от 28 декабря 2015 года N 574, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставлению государственных услуг в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет, в частности, следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности; обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций (подпункты 34, 44,46,50,78,79,80 пункта10 Положения).
В связи с изложенным, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью не только ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", но и Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего полномочия главного распорядителя выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
При этом факт передачи автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения Республики Коми в оперативное управление ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" сам по себе не может свидетельствовать об освобождении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности обеспечивать стационарным наружным освещением пешеходные переходы и от контроля за выполнением ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложенных на него обязательств.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.