Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Андрейченко А.А., Лядовой Т.Р.,
при секретаре - Бражниковой Ю.В.,
с участием:
представителя ответчика - М.А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.И.А. к Военному комиссариату г. Севастополя о признании отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации инвалиду вследствие военной травмы незаконным, возложении обязанности назначить компенсацию и организовать ее ежемесячную выплату
по апелляционной жалобу Военного комиссариата г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.И.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Военного комиссариата г. Севастополя по не назначению ежемесячной денежной компенсации как инвалиду вследствие военной травмы с момента его обращения за ее назначением; о понуждении ответчика совершить действия по назначению истцу выплаты ежемесячной денежной компенсации как инвалиду вследствие военной травмы с 4 апреля 2015 г.; возложить на ответчика обязанность организовать ежемесячную выплату ежемесячной денежной компенсации как инвалиду вследствие военной травмы с 4 апреля 2015 г.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком положений Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ).
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 ноября 2015 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе посредством извещения под роспись его представителя по доверенности, пояснившего в судебном заседании 4 августа 2016 г. о нахождении истца за пределами города Севастополя и Республики Крым и поручении ему представлять интересы истца. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что Д.И.А. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Украины, в период прохождения военной службы - ДД.ММ.ГГГГ, получил закрытую черепно-мозговую травму.
Из свидетельства Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-п о болезни Д.И.А. следует, что травма, полученная ДД.ММ.ГГГГ, связана с исполнением обязанностей военной службы. Истец признан ограниченно годным к военной службе.
Приказом Министра обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ N Д.И.А. уволен с военной службы из Вооруженных Сил Украины в запас в соответствии с пунктом "б" части 6 статьи 26 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), а ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Военно-медицинского департамента Министерства обороны Украины и всех видов обеспечения, направлен в Севастопольский отдел Военного комиссариата для зачисления на воинский учет.
Решением Медико-социальной экспертной комиссии Украины от ДД.ММ.ГГГГ Д.И.А. впервые установлена третья группа инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ, причина инвалидности - "травма связана с исполнением обязанностей военной службы. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена вторая группа инвалидности бессрочно с указанием той же причины инвалидности.
В соответствии с приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 3н "Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 г. включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации" взамен ранее выданной справки от 5 августа 2014 г. Д.И.А. выдана справка МСЭ-2014 N с указанием причины инвалидности - "военная травма".
Из материалов дела следует, что с 1 января 2015 г. истец состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате г. Севастополя.
Из представленной ответчиком копии пенсионного дела Д.И.А. следует, что его пенсия состоит из: должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки инвалиду 2 группы, дополнительного материального обеспечения инвалидам.
ДД.ММ.ГГГГ Д.И.А. обратился в Военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, как инвалиду вследствие военной травмы, предусмотренной статьей 3 Федерального закона Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Согласно ответу Военного комиссариата г. Севастополя от 17 апреля 2015 г. N N в назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации отказано по тем основаниям, что право на указанную выплату имеют военнослужащие, являющиеся инвалидами вследствие военной травмы, инвалидность которых получена в связи со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации (Вооруженных Силах СССР), в то время как Д.И.А. уволен ДД.ММ.ГГГГ с должности директора Военно-медицинского Департамента Министерства обороны Украины и инвалидность получена им ДД.ММ.ГГГГ вследствие травмы, связанной с исполнением обязанностей военной службы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества независимых государств от 15 мая 1992 г. такие обязательства перед военнослужащим несет уполномоченный орган государства, где военнослужащий проходил военную службу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия у Д.И.А. второй группы инвалидности вследствие военной травмы, что дает ему право в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на получение ежемесячной денежной компенсации в порядке части 13 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение, включающее в себя назначение и реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан, в Республике Крым и городе Севастополе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее Закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, инвалиду 2 группы в размере 7 000 рублей.
Согласно части 8 статьи 3 Закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ под понятием военной травмы понимается увечье (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ) реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, осуществляется гражданам с 1 января 2015 г. в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 г.
Согласно статье 7 Закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), ставших инвалидами вследствие военной травмы, членов семей военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, предоставляются гражданам из числа военнослужащих (военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы), ставших инвалидами вследствие военной травмы, членам семей военнослужащих (военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы), погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими.
Меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для лиц, уволенных со службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, для членов семей сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, предоставляются гражданам из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года, ставших инвалидами вследствие военной травмы, членам семей граждан из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с указанным законодательством, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Закон от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ) определяет категории лиц, относящиеся к военнослужащим.
Согласно части 2 указанной статьи граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Согласно абзацу 11 части 5 статьи 2 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Из пункта 9 статьи 2 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ следует, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно статье 12 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, имеют лишь военнослужащие, являющиеся инвалидами вследствие военной травмы, получившие инвалидность в связи со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах СССР. Выплата указанной компенсации лицам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением военной службы в других государствах и странах СНГ, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Действие статьи 7 Закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ относительно мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих по состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, распространяется на граждан из числа военнослужащих, то есть граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, проходящих военную службу по призыву или контракту (призванных на военные сборы, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные, проверочные и специальные сборы).
Д.И.А. к указанной категории лиц не относится, в связи с чем действие Закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ на него не распространяется.
Суд первой инстанции приведенные нормы материального права не учел, что повлекло принятие незаконного решения, которое подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 ноября 2015 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату г. Севастополя о признании отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации инвалиду вследствие военной травмы незаконным, возложении обязанности назначить компенсацию и организовать ее ежемесячную выплату Д.И.А. - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий /подпись/ Л.В. Володина
Судьи /подпись/ А.А. Андрейченко
/подпись/ Т.Р. Лядова
Копия верна:
Судья Севастопольского
городского суда ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.