Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 13 сентября 2016 г. по делу N 33а-359/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Иванова В.В. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 года по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части ... прапорщика в отставке Зыковой С.В. об оспаривании состоявшегося в отношении неё решения начальника территориального отделения (г. К ... ) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение) об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее - жилищный учёт).
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., окружной военный суд
установил:
Зыкова С.В. с ноября 1997 года проходила военную службу по контракту. В марте 2016 года она уволена по достижении предельного возраста пребывания на таковой, а 13 май того же года исключена из списков личного состава воинской части.
В феврале 2016 года она обратилась в территориальное отделение с заявлением о принятии её с составом семьи два человека (она и супруг - Л..) на жилищный учёт по избранному месту жительства - город А ... Красноярского края.
Решением начальника территориального отделения N ... от 11 мая 2016 года Зыковой С.В. отказано в принятии на жилищный учёт в связи с представлением документов, которые не подтверждают её право состоять на таковом (п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Данное решение Зыкова С.В. оспорила по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в гарнизонный военный суд.
По итогам разбирательства дела в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном обращении Зыкова С.В., выражая несогласие с состоявшимся судебным актом, считает его незаконным и просит отменить, а заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы административный истец, ссылаясь на обстоятельства спора и пункт 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила), приводит доводы о наличии у неё права состоять на жилищном учёте, так как в предоставленном ранее жилом помещении проживает до настоящего времени. При этом обеспеченность её общей площадью жилого помещения ввиду того, что в данной квартире также проживает её дочь Б.., сын И ... и супруг Л., составляет менее учётной нормы, утверждённой в размере 12 квадратных метров на одного человека в городе А ... Красноярского края, даже при исключении из состава членов её семьи Б ... В заключение административный истец указывает, что суд не исследовал возможность возврата жилого помещения.
В возражениях на апелляционное обращение представитель начальника территориального отделения Барага В.И. и представитель федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" Колесникова Е.В., опровергая изложенные в нём доводы, настаивают на законности обжалованного судебного акта.
По результатам рассмотрения дела окружной военный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционного обращения.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Пленум ВС РФ)).
Так, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ, с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 Пленума ВС РФ).
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.).
Как видно из дела, Зыковой С.В. военным ведомством в декабре 1999 года на состав семьи из двух человек (она и ёё дочь З. (после заключения брака Б..)) было предоставлено жилое помещение общей площадью 47,6 квадратных метров, расположенное по адресу: Красноярский край, город А ... , дом ... , квартира ...
02 мая 2007 года между муниципальным образованием города А ... Красноярского края и Зыковой С.В. заключен договор социального найма данной квартиры, в котором в качестве членов семьи нанимателя указывались её дочь Б. и сын И..
В 2009 году Зыкова С.В. отказалась от участия в приватизации указанного жилья в пользу дочери Б ... и сына И.., которым данная квартира была безвозмездно передана в общую долевую собственность администрацией города А ... Красноярского края.
03 декабря 2015 года административный истец заключила брак с Л.., который с согласия собственников был вселён в вышеуказанную квартиру как член их семьи.
В заявлении в территориальный отдел Зыкова С.В. поставила вопрос о постановки на жилищный учёт её вместе с супругом. При этом каких-либо сведений о возможности сдачи, предоставленной ей военным ведомством квартиры, которой она распорядилась по своему усмотрению, не указала.
Таким образом, надлежит признать верным вывод суда первой инстанции о невозможности обеспечения административного истца в рамках военной службы ещё одним жилым помещением, до сдачи ранее предоставленной квартиры в целом либо её части.
Кроме того, обеспеченность военнослужащего общей площадью жилого помещения определяется с учётом права всех лиц на проживание в нём.
Минимальный размер общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе А ... Красноярского края составляет 12 квадратных метров на одного человека.
Согласно материалам дела в настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы три человека - Зыкова С.В., Л ... и И. При этом проживающая в этом же жилье Б ... 19 ноября 2014 года реализовала находящуюся у неё в собственности ... доли жилого помещения общей площадью 53,5 квадратных метра, расположенного по адресу: Красноярский край, город А ... , улица М ... , дом ... , квартира ...
Следовательно, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что Б ... в силу положений статьи 53 ЖК РФ не может до 19 ноября 2019 года учитываться в качестве члена семьи административного истца для постановки на жилищный учёт, как умышленно ухудшившая свои жилищные условия.
Исходя из вышеизложенного Зыкова С.В. и члены её семьи, не лишённые в настоящее время права претендовать на улучшение жилищных условий, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учётной нормы, а поэтому основания, предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, для постановки на жилищный учёт у административного истца не имеется.
Не содержат материалы дела и иных оснований для постановки Зыковой С.В. на жилищный учёт.
При таких обстоятельствах утверждение административного истца о том, что она не подпадает под категории лиц, не подлежащих признанию нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, перечисленных пункте 10 Правил, на существо принятого судом решения не влияет.
Довод автора обращения о неисследовании судом возможности возврата нынешними собственниками жилого помещения, предоставленного ранее военным ведомством Зыковой С.В., также не ставит под сомнение законность судебного акта, так как доказательств её обращения в территориальное отделение с данным вопросом до принятия оспоренного решения материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного акта, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 года по административному исковому заявлению Зыковой С.В. оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.