Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Кожевниковой А.Б., Трофимовой М.В.,
при секретаре Поповой К.А.,-
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по исковому заявлению ЦВС к ГУ УПФ РФ по Б району Воронежской области о включении в специальный стаж периода работы
по апелляционной жалобе начальника ГУ - УПФ РФ по Б району Воронежской области РИ.И.
на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 08 июня 2016 г.
(судья райсуда Жилякова Г.И.),
УСТАНОВИЛА:
ЦВ.С. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, указав, что в года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Воронежской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12..2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением N от г. ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, не включены следующие периоды работы: с г. по г. - в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части N Областного государственного учреждения "Обеспечения функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", относящейся к субъектам РФ, поскольку данная организация не относится к Министерству Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; с г. по г. - период нахождения в командировке. Просит обязать ответчика включить ему в специальный стаж период работы с г. по г. в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части N Областного государственного учреждения "Обеспечения функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", относящейся к субъектам РФ, с даты обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Б району Воронежской области (л.д. 4-8).
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 08 июня 2016 г. исковые требования ЦВ.С. удовлетворены (л.д. 50-53).
В апелляционной жалобе начальника ГУ УПФ РФ по Б району Воронежской области РИ.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 54-56).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, от ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - УПФ РФ по Б району Воронежской области N от г. ЦВ.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, требуемого в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, не включены следующие периоды работы: с г. по г. - работа в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части N Областного государственного учреждения "Обеспечения функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", относящейся к субъектам РФ, поскольку данная организация не относится к Министерству Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; с г. по г. - периоды нахождения в командировке, так как эти периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516.
Не согласившись с данным решением ответчика, ЦВ.С. просит суд обязать ответчика включить ему в специальный стаж период работы с г. по г. в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части N Областного государственного учреждения "Обеспечения функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", относящейся к субъектам РФ, с даты обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Б району Воронежской области.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статью 5.4 Закона Воронежской области от 02.12.2004 г. N 87-ОЗ "О пожарной безопасности в Воронежской области", пришел к выводу, что ЦВ.С. имеет гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные для работников Государственной противопожарной службы, в том числе, и право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судебная коллегия считает, что в настоящем деле судом допущены нарушения норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшему на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указан водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, пункта 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В силу статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, а также статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В силу п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обладают.
С учетом изложенного судебная приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности включить спорный период трудовой деятельности ЦВ.С. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с даты обращения в ГУ - УПФ РФ по Б району Воронежской области.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, а также представленными по делу доказательствами, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ц В.С. исковых требований.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Богучарского районного суда Воронежской области от 08 июня 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований ЦВС к ГУ - УПФ РФ по Б району Воронежской области о включении в специальный стаж периода работы с г. по г. в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 33 Областного государственного учреждения "Обеспечения функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах В области", относящейся к субъектам РФ, с даты обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Б району Воронежской области, отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.