судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Доровских И.А.,
судей Курчевской С.В., Копылова В.В.,
при секретаре ФИО6,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курчевской С.В.
административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах ФИО1 к начальнику 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании принять на учет,
по апелляционной жалобе начальника 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В.,
на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 17 декабря 2015 года,
(судья ФИО7),
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд в интересах ФИО1 к начальнику 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в первоочередном порядке с составом семьи.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг., с учётом исправлений, внесённых определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанные требования были удовлетворены частично, признано незаконным решение начальника 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На начальника 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение двух недель с момента вступления в силу настоящего решения суда принять новое решение по результатам рассмотрения заявления ФИО1 с учетом наличия у неё права на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих". В остальной части заявленных требований было отказано (л.д. 95-98, 120).
В апелляционной жалобе начальника 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование заявитель жалобы ссылается на то, что ФИО2 относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями. Также из материалов дела следует, что семья умершего ФИО2 при его жизни нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась и на жилищном учёте не состояла, в связи с чем к ним не подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N "Об усилении социальной защиты членов семьи погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" (л.д. 108-111).
В судебном заседании ФИО1 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела, следует, что ФИО1 является вдовой военнослужащего прапорщика в/ч 45117 ФИО2, умершего в период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти мужа ФИО1 обратилась во 2-й отдел ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как член семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, а также постановке на учет нуждающихся по количеству членов семьи из четырёх человек.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ начальником 2 отдела ( "адрес") ОГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ФИО8 ФИО1 было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование принятого решения указано, что ФИО2 поступил на военную службу по контракту в 2001 году, то есть после 1998 года. А поэтому ФИО2 относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями. На момент наступления смерти общая продолжительность военной службы ФИО9 составляла 15 лет. При этом увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, не подлежал. Таким образом, отсутствуют основания, предусмотренные п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" для предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма.
Приказом командира в/ч 23326 от ДД.ММ.ГГГГ N/ок прапорщик ФИО2, начальник авиационно-технического склада складов 47 смешанного авиационного полка 105 гвардейской смешанной авиационной дивизии 1 Командования Военно- Воздушных сил и противовоздушной обороны, умерший ДД.ММ.ГГГГ, исключён из списков личного состава в/ч и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью.
На момент смерти подполковника ФИО2 общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 15 лет 9 месяцев 20 дней.
ФИО1 с несовершеннолетними детьми: сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются членами семьи военнослужащего, что подтверждается документами: свидетельством о заключении брака, свидетельством о рождении ребенка, паспортом ФИО1
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обжалуемое решение N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", вынесенное начальником 2 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" не основано на нормах закона и нарушает права и законные интересы административного истца и членов ее семьи.
Согласно ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Положениями п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В п. 29 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
По смыслу приведенных норм права, обеспечению жилыми помещениями подлежат также и члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом наличие указанного права членов семьи умершего в период прохождения службы военнослужащего не связано с требованиями о достижении им предельного возраста пребывания на службе, или возникновению каких-либо иных оснований для увольнения со службы. Данное условие предусмотрено ч. 3.1 ст. 24 Закона "О статусе военнослужащих для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
Проанализировав действующее законодательство, районный суд пришел к правильному выводу, что в отношении ФИО1 и членов ее семьи подлежат применению положения ч.3.1 ст. 24 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
Решение же иных вопросов, в том числе и установление таких оснований для постановки на учет, как нуждаемость в предоставлении жилого помещения на день смерти военнослужащего, в компетенцию суда не входит, решение должностного лица по ним не принималось, имеющие правовое значение для решения вопроса о постановке на учет обстоятельства не устанавливались.
В связи с этим судом обоснованно возложена на должностное лицо обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учет и принять по нему новое решение.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального права, которые в решении суда приведены, истолкованы правильно. Апелляционная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность принятого решения, ее доводы по существу повторяют доводы, изложенные в возражениях на иск. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 17 декабря 2015 года, с учетом определения того же суда от 24 марта 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.