судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.,
при секретаре Путилиной Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кобзевой И.В.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об обжаловании решения призывной комиссии Железнодорожного района г.Воронежа и действий отдела военного комиссариата Воронежской области по Левобережному и Железнодорожному районам г.Воронежа
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ,
(судья районного суда Брыкина Е.В.)
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об обжаловании решения призывной комиссии Железнодорожного района г.Воронежа и действий отдела военного комиссариата Воронежской области по Левобережному и Железнодорожному районам г.Воронежа.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является гражданином Российской Федерации и 1996 года проживает в г.Воронеже. С 1996 года по 2005 год он обучался в муниципальных общеобразовательных учреждениях - школе N и школе N, расположенных в городе Воронеже. По окончании школы в 2005 году поступил в "Белгородский университет потребительской кооперации" и до февраля 2013 года обучался в филиале данного университета по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ работал на различных должностях организаций в г. Воронеже. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 27 лет. ДД.ММ.ГГГГ с целью получения консультации о прохождении военной службы, полагая, что освобожден по каким-то основаниям от призыва на военную службу, прибыл в отдел Военного комиссариата по Левобережному и Железнодорожному районам г. Воронежа, где ему вручили повестку от этой даты, он прошел медицинскую комиссию и присутствовал на заседании призывной комиссии, которая ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение на основании п. 1.1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Указанное решение призывной комиссии заявитель считает незаконным, поскольку в период призывного возраста ФИО1 из города Воронеж не убывал, не скрывался от призыва на военную службу, однако в военные комиссариаты районов г. Воронежа на мероприятия, связанные с припиской или призывом на военную службу, не вызывался; не уклонялся от призыва на военную службу и не был призван на военную службу в связи с тем, что должностными лицами отдела военного комиссариата Воронежской области по Левобережному и Железнодорожному районам г. Воронежа не соблюдались требования п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом МО РФ N 400 от 02.10.2007 года).
Полагая, что выдача справки вместо военного билета нарушает его право в части ограничения на поступление на гражданскую государственную службу административный истец просил признать решение призывной комиссии Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным и обязать отдел военного комиссариата по Левобережному и Железнодорожному районам г. Воронежа выдать военный билет на имя ФИО1
Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано (л.д. 82-85).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении требований (л.д.88-93).
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат Воронежской области" по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение суда без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктом 34 "Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и зачислен в запас по п.1 ст.52 вышеуказанного закона (л.д. 10). Из личного дела призывника ФИО1 усматривается, что до 2015 года он не состоял на воинском учете (л.д.49-52).
Из представленных заявителем документов следует, что ФИО1 проживает по адресу: "адрес" с 2008 года (л.д. 57), в 2005 году получил аттестат о среднем образовании, выданный вечерней школой N г.Воронежа (л.д.13), закончил Белгородский университет кооперации в 2013 году (л.д.12), состоит в браке со ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55), ДД.ММ.ГГГГ у супругов родилась дочь ФИО5 (л.д. 56).
Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ он был снят с регистрационного учета по месту жительства ОУФМС Ленинского района г.Воронежа и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на регистрационный учет по адресу: "адрес" ОУФМС Железнодорожного района г.Воронежа (л.д.22-24). В военный комиссариат по новому месту жительства не обращался, на воинский учет не становился, сведений о себе никаких не подавал, что не оспаривалось заявителем.
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии Железнодорожного района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о признании административного истца, непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято в соответствии с требованиями законодательства, в пределах компетенции, прав и законных интересов административного истца не нарушает. При этом суд исходил из того, что ФИО1 не был призван на военную службу в связи с тем, что не исполнил, предусмотренную законом, обязанность по постановке на воинский учет, сведений о себе никаких не сообщал. Нарушений должностными лицами отдела военного комиссариата Воронежской области по Левобережному и Железнодорожному районам г. Воронежа требований п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом МО РФ N400 от 02.10.2007 года) судом не установлено.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки доказательств не имеется. Нормы материального и процессуального права применены верно, обстоятельства, подлежащие доказыванию, определены правильно, решение постановлено в соответствии с требованиями КАС РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания (п.2 указанной статьи).
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Из положений ч.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что достаточным условием для признания состоящего на воинском учете или обязанного состоять на учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01.01.2014 года. Такие данные по делу установлены.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 исполнилось 27 лет ДД.ММ.ГГГГ, до октября 2015 года он на воинский учет не становился, обязанность, предусмотренную законом, предписывающую гражданам состоять на воинском учете, а также сообщать сведения об изменении места жительства, семейного положения и т.д. не исполнил, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Положения п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом МО РФ N400 от 02.10.2007 года), которые определяют порядок призыва призывной комиссией в отношении ФИО1 не нарушены, т.к. комиссия не располагала сведениями о заявителе в связи с неисполнением им обязанности по постановке на воинский учет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии в отношении ФИО1 является законным и не подлежит отмене.
Ссылка ФИО1 в жалобе на разрешение вопроса о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно призывной комиссии Железнодорожного района г.Воронежа несостоятельна и опровергается материалами дела, поскольку призывная комиссия привлечена к участию в деле, извещалась о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д.70).
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, являются аналогичными тем, которые были предметом судебного разбирательства и судом оценены, они не могут повлечь отмену решения, так как не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому признать их убедительными нельзя.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.