Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием прокурора ФИО5
представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания седьмого созыва "Воронежская область - Аннинский одномандатный избирательный округ N 89" ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании решений (действий) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва "Воронежская область - Аннинский одномандатный избирательный округ N 89", не разрешивших собирать подписи в поддержку самовыдвижения в электронной форме, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 и ФИО2 18 августа 2016 года обратились в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с названным выше административным иском, в котором просят суд признать неправомерными и незаконными действия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва "Воронежская область - Аннинский одномандатный избирательный округ N 89" (далее - ОИК N 89), выразившиеся в не удовлетворении требований заявлений от 14 июля 2016 года и не предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения (самовыдвижения) кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - ГД ФС РФ) в электронном виде через сайт, в непредставлении возможности опубликовать избирательные (предвыборные) программы на сайте Окружной избирательной комиссии или Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК РФ), а также в не передаче копий заявлений от 14 июля 2016 года в ЦИК РФ для принятия по ним решения, возложив на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указали, что ответ на названные выше обращения ими получен по электронной почте 18.09.2016 года со ссылкой на отсутствие в действующем законодательстве возможности сбора подписей по запрашиваемым формам осуществления прав истцов.
Вместе с тем, по мнению административных истцов, поскольку сбор подписей в поддержку самовыдвижения в электронной форме и возможность опубликовать свою избирательную программу на сайте избирательной комиссии не запрещена действующим законодательством, постольку члены избирательной комиссии обязаны осуществлять их права в той форме, в которой они этого затребовали. При условии, что это не нарушает права других людей.
Также административные истцы считают, что отказ в пересылке их заявлений в ЦИК РФ является незаконным, поскольку на сайте ЦИК РФ отсутствует адрес электронной почты, по которому кандидаты в депутаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, могли бы обращаться для защиты своих прав (л.д. 13-17).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от
23 августа 2016 года настоящее административное дело передано по подсудности в Воронежский областной суд для рассмотрения по существу (л.д. 115-120).
31 августа 2016 года административное дело поступило в Воронежский областной суд и определением от той же даты принято к производству областного суда (л.д. 164, 166-167).
Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, их присутствие судом обязательным не признавалось.
Учитывая изложенное, в силу положений части 3 статьи 243 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ОИК N 89 по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил отказать в заявленных требованиях, ссылаясь на то, что оспариваемые решения от 18 июля 2016 года по результатам рассмотрения обращений административных истцов являются законными и обоснованными.
Прокурор ФИО5 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя ОИК N 89, мнение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 239 КАС РФ граждане вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67), Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Из материалов административного дела следует, что Постановлением ЦИК РФ от 27 апреля 2016 года N полномочия окружной избирательной комиссии в Воронежской области, в данном случае "Воронежская область - Аннинский одномандатный избирательный округ N", возложена на территориальные избирательную комиссию Коминтерновского района города Воронежа, осуществляющую свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Избирательной комиссией Воронежской области от 24 декабря 2010 года N (л.д. 64-78).
14 июля 2016 года в ОИК N 89 поступили заявления ФИО1 и ФИО2 о возможности осуществления сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатом в депутаты ГД ФС РФ седьмого созыва по одномандатному избирательному округу в электронном виде, публикации избирательной (предвыборной) программы на сайте ОИК или на сайте ЦИК или ином государственном или негосударственном сайте, пересылки заявлений в ЦИК (л.д. 18-23, 26, 27, 79, 80).
18 июля 2016 года решениями ОИК N 89 N N и N в удовлетворении названных выше заявлений было отказано, о чем сообщено административным истцам в тот же день (л.д. 28, 29, 81-86).
Суд приходит к выводу, что оспариваемые действия (решения) приняты в пределах компетенции ОИК N 89.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона N 67-ФЗ, статьей 45 Федерального закона N 20-ФЗ.
Исходя из системного толкования названных положений, подписи, собираемые в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты ГД ФС РФ по одномандатным избирательным округам, вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по утвержденной форме.
По смыслу приведенных норм, действующим законодательством предусмотрен порядок только письменного сбора подписей избирателей на бумажном носителе, что, следовательно, исключает возможность сбора подписей в электронном виде.
Порядок приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты ГД ФС РФ седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки утвержден Постановлением ЦИК РФ от 22 июня 2016 года N и также не предусматривает возможности подачи подписных листов в электронной форме.
При этом суд находит обоснованными возражения представителя административного ответчика о том, что ОИК N 89 не наделена полномочиями по изменению порядка сбора подписей, установленных федеральным законом.
Оценивая требования в части признания незаконным действий ОИК N 89 об отказе опубликовать избирательные (предвыборные) программы на сайте окружной избирательной комиссии или на сайте ЦИК РФ, или ином государственном или негосударственном сайте, суд находит не основанными на нормах действующего законодательства в сфере избирательного права.
Так, порядок опубликования предвыборной программы кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу в ГД ФС РФ регулируются положениями главы VII Федерального закона N 67-ФЗ, главой 8 Федерального закона N 20-ФЗ (в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях), которые не предусматривают возможности опубликования названных выше предвыборных программ ни на сайте, в данном случае, ОИК N 89, ни на сайте ЦИК РФ.
Более того, в силу прямого указания закона, закрепленного в пункте 5 части 7 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ, избирательным комиссиям запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
Пунктом 18 статьи 29 Федерального закона N 20-ФЗ к полномочиям ОИК отнесено обеспечение информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах.
Постановлением ЦИК РФ от 11 июля 2016 года N утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, которым в полномочия ОИК отнесено обеспечение размещения на официальном сайте соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" (в режиме "только чтение") сведений о кандидатах, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, и информацию об изменениях в этих сведениях.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности размещения на сайте избирательных комиссий избирательные (предвыборные) программы.
При этом положениями статьей 64-68 Федерального закона N 20-ФЗ установлены общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации, проведения предвыборной агитации на телевидении и радио, через периодические печатные издания.
Также действующее законодательство не возлагает на окружные избирательные комиссии и обязанности по направлению для рассмотрения в ЦИК РФ, поступивших в их адрес и на их имя заявлений.
Доводы административных истцов о возможности сбора подписей в электронном виде, размещении предвыборных программ на сайтах избирательных комиссий, направлении их обращений из одного органа в другой со ссылкой на отсутствие в действующем законодательстве запрета на совершение названных действий, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявленных ФИО7. и ФИО2 требований о признании решений (действий) ОИК N 89 незаконными.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении названных выше требований, постольку не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности на ОИК N 89 устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 175-180, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 об оспаривании решений (действий) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва "Воронежская область - Аннинский одномандатный избирательный округ N 89", выразившихся в неудовлетворении заявлений от 14 июля 2016 года и не предоставлении возможности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения (самовыдвижения) кандидатами в депутаты государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в электронном виде через сайт Окружной избирательной комиссии или через сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или другой государственный или негосударственный сайт, в не предоставлении возможности опубликовать избирательные (предвыборные) программы на сайте Окружной избирательной комиссии или Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и не передаче копий заявлений от 14 июля 2016 года в Центральную Избирательную комиссию Российской Федерации для принятия по ним решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия судом.
Решение в окончательной форме изготовлено 5 сентября 2016 года в 15 час. 30 мин.
Председательствующий: И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.