Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственной наградой и присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственной наградой и присвоение звания "Ветеран труда".
Признать отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в присвоении звания "Ветеран труда" (ФИО)1, незаконным.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда".
Требования мотивировала тем, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
Полагала, отказ ответчика нарушает ее права и интересы на получение социальных гарантий лицам, к категории которых относится в силу закона Российской Федерации. Истец просила признать отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным; обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом проверены доводы сторон, представленные доказательства, постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ссылается на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, с учетом доводов апелляционной жалобы.
Указывает на нарушение судом норм материального права. Полагает судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то у субъектов Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", полагает, является несостоятельной.
Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (пункт 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия находит, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
В соответствии с ч.2 ст.7, п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
(ФИО)6. является получателем пенсии по старости, что подтверждается сведениями из пенсионного удостоверения от (дата) (номер) и трудовой книжки( л.д. "данные изъяты").
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата) (номер)/к-н учителю муниципального общеобразовательного учреждения Лицея (номер) (адрес) (ФИО)1 объявлена Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации ( л.д. "данные изъяты").
В присвоении истцу звания "Ветеран труда" ответчиком отказано на том основании, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением (адрес) от (дата) (номер)-п, отсутствует Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо от (дата) (номер)-Исх-20380) (л.д. "данные изъяты")
Решение суда об удовлетворении иска обосновано выводом о том, что истец отвечает установленным законом критериям для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы сводятся к оспариванию возможности присвоения истцу звания "Ветеран труда" на основании указанной благодарности.
Как следует из Положения о знаках отличия в сфере образования и науки (приложение к приказу Минобрнауки РФ (номер) от (дата) "О знаках отличия в сфере образования и науки"), действовавшего на день награждения заявителя, и никем не оспаривалось, благодарность Минобрнауки РФ является ведомственным знаком отличия в труде, объявляется работникам министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций, работникам предприятий, организаций, министерств и ведомств за организацию и проведение мероприятий (конкурсы, олимпиады, смотры, выставки и т.п.), организуемых по поручению Минобрнауки России или органов управления образованием, за успехи в трудовой, учебной, воспитательной, научной и административно-хозяйственной деятельности.
Благодарность объявляется приказом Минобрнауки России без оформления на отдельном бланке (п.12.1., 12.4. указанного Положения).
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда" определен федеральным законодателем.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", такого ведомственного знака отличия в труде, как благодарность Минобрнауки России, не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующей критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в п.п.2 п.4 ст.1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п.).
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у нее права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 17.03.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.