Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАД к ответчикам Администрации Березовского района и Администрации городского поселения Березово "о предоставлении жилого помещения в собственность взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания"
по апелляционной жалобе ПАД
на решение Березовского районного суда от 07 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ПАД к ответчикам Администрации Березовского района и Администрации городского поселения Березово "о предоставлении жилого помещения в собственность взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания" отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
установила:
ПАД обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Березово с дальнейшим привлечением в качестве соответчика администрации Березовского района о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен помещения, признанного непригодным для проживания.
В обоснование иска указал, что с (дата) он является собственником квартиры по адресу (адрес) (адрес) (адрес) на основании договора приватизации от (дата), наймодателем которой являлась администрация городского поселения Березово. По состоянию на (дата) физический износ жилого дома составляет "данные изъяты" год его постройки (дата) В середине апреля (дата) года в (адрес) данного дома произошел пожар, в результате чего полностью выгорела квартира. Данная квартира располагается под квартирой заявителя. Квартира является непригодной для проживания, о чем заявитель неоднократно обращался в администрацию городского поселения Березово, просил предоставить иное жилое помещение либо произвести капитальный ремонт. На основании заключения межведомственной комиссии от (дата) жилой дом по адресу (адрес), (адрес) признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, о чем истец был уведомлен письмом (номер) от (дата) и указано, что дом будет расселен предположительно в (дата) году. Фактически по состоянию на (дата) жилой дом стоит в Плане расселения и сноса муниципального жилого фонда поселения Березово под (номер). Считает, что согласно заключения межведомственной комиссии от (дата) установлена аварийность жилого дома. Данный жилой дом включен в программу "Содействия развитию жилищного строительства на (дата) годы". Согласно обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от (дата) собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Считает, что в результате длительного бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер, определенных ч. ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и того, что аварийный многоквартирный жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" нарушаются права истца, в связи с чем просит обязать ответчиков предоставить ему на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен квартиры, находящейся по адресу: ХМАО-Югра, (адрес) (адрес) (адрес), признанной аварийной и подлежащей сносу.
В судебное заседание истец ПАД не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца ПГВ, действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия истца. Просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, с учетом изменения требований и привлечения соответчиком администрации Березовского района. Считает, что дом истца должен был быть признан аварийным, а не непригодным для проживания. Фактически в жилом доме и квартире заявителя невозможно проживать вследствие опасности для жизни, так как в квартире не работает отопление, существует пожароопасность вследствие механического натяжения электропроводов. Жилой дом непригоден к эксплуатации, является ветхим и должен быть снесен. Длительное время с октября (дата) года ответчики не принимают мер к расселению жилого дома, независимо от того, что дом стоит в региональной адресной программе, сроки о расселении и сносе дома ответчиками не соблюдаются. Неправильная формулировка в заключении межведомственной комиссии о непригодности для проживания жилого дома, а не аварийности не должна нарушать прав граждан, проживающих в данном доме.
Представитель ответчика администрации городского поселения Березово МНЛ, действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, так как администрация городского поселения предоставляет жилые помещения только на основании социального найма и отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, либо малоимущим, и по решениям судов. Истец к указанной категории лиц не относится, администрация городского поселения Березово является соисполнителем муниципальной программы Березовского района "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Березовского района в (дата) годах".
Жилой дом под номером (номер) по (адрес) был признан непригодным для проживания, состоит в реестре жилых домов, непригодных для проживания муниципального жилищного фонда на территории городского поселения Березово под (номер). Также в городском поселении Березово ведется реестр аварийных домов, в который указанный дом не включен, так как аварийным не признавался. Работа по сносу аварийного и непригодного жилья ведется администрацией городского поселения Березово согласно плана, первоначально расселяются и сносятся дома, признанные в установленном порядке аварийными и по решениям судов, после признанные непригодными для проживания в порядке очередности их признания таковыми.
Истец на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в администрации городского поселения Березово не состоит, малоимущим не является. В администрации городского поселения Березово работает межведомственная комиссия по признанию жилых домов аварийными и жилых помещений непригодными для проживания, истец за признанием дома и жилого помещения аварийным не обращался, такой вопрос не рассматривался.
Представитель ответчика администрации Березовского района ПНЮ, действующий на основании доверенности, иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что жилой дом по адресу г. (адрес) (адрес) стоит в реестре жилых домов, непригодных для проживания муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования Березовский район по состоянию на (дата) под (номер). Данный дом аварийным не признавался, его расселение и снос будут произведены в соответствующие сроки при поступлении финансирования и очередности. Процедура расселения жильцов не производилась, уведомления с требованием о сносе жилого дома собственникам квартир в доме истца не направлялось, то есть процедура, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не производилась. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, так как права истца не нарушены.
Березовский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ПАД просит решение отменить и принять новое решение по делу. Обязать Администрацию Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Администрацию городского поселения Березово предоставить ему на праве собственности равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение взамен квартиры, находящейся по адресу: ХМАО-Югра, (адрес).
Требования мотивированы тем, что согласно техническому паспорту жилого помещения, физический износ дома составляет "данные изъяты",учитывая заключения и акты государственных (надзорных) органов, многочисленные письма истца, направляемые ответчикам на протяжении длительного времени (начиная с "данные изъяты" года), а также аварийное состояние дома, создающее угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей (угроза обрушения крыши, перекрытий и самого дома в целом; угроза возгорания дома), считает что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании решения межведомственной комиссии, Главой Березовского района было издано Распоряжение от 16.10.2006 г. N 1309-р, согласно которому жилой дом был включен в региональную программу "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на (дата) годы"
В судебном заседании ответчики подтвердили, что по окончании действия вышеуказанной программы, жилой дом был включен в новую программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (ФИО)5 (адрес) на (дата) годы" подпрограмму (номер) "Содействие жилищного строительства на (дата) годы". Представителем (ФИО)2 (адрес) было указано, что (ФИО)3 (адрес) "О признании жилых домов муниципального жилищного фонда непригодными для проживания" от 16.10.2006 г. N 1309-р не утратило силу.
Ответчики с (дата) года действий по переселению граждан, проживающих в указанном доме не предпринимали, неоднократно изменяя сроки намеченного сноса дома, неоднократно включали данный дом в программы переселения из аварийного жилищного фонда, что незаконно и нарушает права истца.
Считает, что право на первоочередное предоставление жилья возниклов связи с аварийным состоянием жилого дома, в котором он проживает, поэтому реализация этого права не может зависеть от неправильных формулировок решений должностных лиц и коллегиальных органов.
В законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди (в соответствии со списком очередности сноса жилых домов].
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, представитель ответчика Администрации Березовского района, ПНЮ просит решение оставить без изменения.
Истец, представители ответчиков Администрации Березовского района, Администрации городского поселения Березово в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство.
Частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают также из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с положениями чч. 1, 6, 8, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1,3,5, 9 настоящей статьи.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.(Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.)
Как следует из материалов дела и установлено судом ПАД является собственником квартиры общей площадью 41,7 кв.м, по адресу: (адрес) (адрес), свидетельство о государственной регистрации права от (дата), основание для регистрации права собственности - договор передачи квартиры в собственность от (дата), заключенный между МО Городское поселение Березово и ПАД,кадастровый (номер) (л.д. "данные изъяты").
Согласно ответа (ФИО)4 городского поселения Березово от (дата) на имя ПАД сообщено, что дом, расположенный по адресу (адрес) предположительно будет расселен в "данные изъяты").
Согласно заявления ПАД от (дата) на имя (ФИО)4 городского поселения Березово просит включить его в очередь на внеочередное получение жилья, (л.д. "данные изъяты").
Как видно из ответа (ФИО)4 городского поселения Березово от (дата) на имя ПАД сообщено, что он не может быть поставлен в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди, (л.д. "данные изъяты").
Согласно отзыва на исковое заявление по гражданскому делу (номер) дом по адресу (адрес) (адрес) состоит в плане расселения и сноса муниципального жилищного фонда городского поселения Березово в порядке действия программы "Содействия развитию жилищного строительства на (дата))
Из протокола (номер) заседания межведомственной комиссии от (дата) установлено, что жилой "данные изъяты" квартирный дом по адресу (адрес) (номер), (дата) года постройки, "данные изъяты" этажный жилой дом, стены и их наружная отделка - брусчатые, обшитые покрытием, растрескивание древесины, венцов, стены, полы, потолки, оконные и дверные проемы деформированы, полы проваливаются, крыша протекает.
(ФИО)3 (адрес) (номер)-р от (дата) признаны непригодными для проживания жилые дома муниципального жилищного фонда, находящиеся в пгт.Березово, пгт.Игрим согласно приложения (под номером 28 стоит жилой дом по адресу (адрес) (адрес)). Администрациям городских поселений Березово, Игрим предписано провести работу с гражданами, проживающими в указанном жилом фонде по расселению, на условиях и в сроки определенные Законом ХМАО-Югры от (дата). (номер)-оз "О программе ХМАО-Югры Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на (дата) годы", подпрограммой 1 Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания. Березовскому МУП ЖКХ предоставить смету расходов на жилой фонд подлежащий сносу в текущем году. Комитету по финансам администрации Березовского района предусмотреть расходы по сносу жилого фонда, подлежащего сносу в текущем году, ( "данные изъяты").
Согласно плана расселения и сноса муниципального жилого фонда городского поселения Березово на (дата) год под (номер) стоит (адрес) ( "данные изъяты"
Согласно уведомления, ПАД уведомляется о том, что (ФИО)3 (адрес) (номер)-р от (дата) дом по (адрес) подлежит расселению и сносу в соответствии с Законом ХМАО-Югры от (дата) г. (номер)-оз "О программе ХМАО-Югры
Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на (дата) годы", подпрограммой 1 Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания.
Согласно справки городского поселения Березово ПАД, проживающий по адресу (адрес) (адрес) на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в (ФИО)2 городского поселения Березово не состоит.
Постановлением (ФИО)2 (адрес) (номер) от (дата) утверждена муниципальная программа (ФИО)5 (адрес) "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (ФИО)5 (адрес) в (адрес) годах", которая разработана в рамках государственной программы ХМАО-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в (адрес) годах".
Согласно постановления (ФИО)2 (адрес) (номер) от (дата) в данную программу внесены изменения. С учетом изменений задачами муниципальной программы является в том числе переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, ликвидация аварийного и непригодного жилищного фонда.
Подпрограммой 2 "Содействие развитию жилищного строительства на (адрес) годы" предусматривается: переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными домами и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, осуществляется в соответствии с Приложением 3 "Порядок переселения граждан, формирование специализированного жилищного фонда, ликвидация аварийного и непригодного жилищного фонда " к муниципальной программе.
Приложением 3 - предусматривается порядок обеспечения жилыми помещениями, в том числе собственников жилых помещений граждан проживающих в аварийных домах и жилых помещениях непригодных для проживания. Существует специальный реестр домов, которым предусмотрен первоначально снос и расселение аварийного жилья, затем жилья непригодного для проживания. Предусмотрен порядок заключения договора мены либо предоставления выкупной цены.
Согласно реестра жилых жомов, непригодных для проживания муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования (адрес) по состоянию на (дата) под (номер) стоит дом по адресу (адрес), (адрес).
Из технического паспорта на (адрес). (адрес) (адрес) следует, что квартира однокомнатная общей площадью "данные изъяты" кв.м. имеет физический износ по состоянию на (дата) "данные изъяты"
До настоящего времени истец из принадлежащей ему на праве собственности квартиры не переселен.
Разрешая спор, суд установил, что в течение длительного времени с октября (дата) года по настоящее время жилой дом по адресу (адрес) (адрес), который признан непригодным для проживания, подлежащим сносу, не расселен и не снесен, дом не признан аварийным, а признан непригодным для проживания в силу ветхости, (ФИО)2 (адрес) не принималось решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, признанный непригодным для проживания, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа; процедура расселения жильцов не производилась, уведомление с требованием о сносе жилого дома собственникам квартир не направлялось, какое - либо соглашение между собственником ПАД и органом местного самоуправления не заключалось, выкупная стоимость истцом суду не представлена; срок, в рамках которого должно быть произведено переселение ПАД не истек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что дом истца не признан аварийным в установленном законом порядке, истец не представил доказательств, подтверждающих наличие аварийного состояния дома, что дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, так как администрацией Березовского района решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, признанный непригодным для проживания, для муниципальных нужд и об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, не принималось, какое-либо соглашение между собственником - истцом и органом местного самоуправления об условиях сноса не заключалось, выкупная стоимость квартиры истца не определялась, срок сноса дома не наступил, заявление подано преждевременно.
Из названной нормы материального права и положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что включение многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая истцу квартира, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности сторон по соблюдению общих положений жилищного законодательства, в том числе и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Более того, согласно п. 3 ст. 2 того же Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с общими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации права собственника жилого помещения, которое расположено в признанном аварийном и подлежащим сносу доме, обеспечиваются путем выкупа этого помещения.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что другое жилое помещение с зачетом его стоимости взамен изымаемого жилого помещения может быть предоставлено собственнику жилого помещения лишь по соглашению сторон.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом аварийном состоянии дома и необходимости внеочередного (первоочередного) предоставления истцу равнозначного жилого помещения в собственность судебная коллегия считает несостоятельными, так как доказательств, подтверждающих указанные доводы, в суд не представлено, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, при этом другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Между тем, дом истца аварийным заключением межведомственной комиссии не признан, дом признан непригодным для проживания в связи с ветхостью и включен в адресную программу по переселению, но срок переселения по указанной программе не наступил.
Ссылки в апелляционной жалобе на возникновение у истца права на первоочередное предоставление жилого помещения судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, поскольку истец в списках очередности на получение жилья не состоит и правом на внеочередное (первоочередное) предоставление жилого помещения не обладает.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года судебная коллегия отклоняет, так как дом истца аварийным в установленном законом порядке не признан, а в указанном Обзоре речь идет о судебной практике по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, доказательств, подтверждающих наличие аварийности дома истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представлено.
При таких обстоятельствах ссылка в жалобе на приведенный Обзор судебной практики основанием для отмены обжалуемого решения служить не может.
Правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, определены судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем, иные доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличия правовых оснований для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную представителем истца в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных суду доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно постановлено без нарушений материального и процессуального права, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАД
- без удовлетворения.
Председательствующий : Иванова И.Е.
Судьи Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.