Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мегиона в интересах ГСВ, ГАВ к администрации города Мегиона о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации города Мегиона
на решение Мегионского городского суда от (дата), которым постановлено:
"Иск прокурора города Мегиона в интересах ГСВ, ГАВ к администрации города Мегион о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию города Мегиона предоставить ГСВ, ГАВ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью - не менее "данные изъяты" кв. м., жилой площадью не менее "данные изъяты" кв.м, в границах (адрес)."
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения прокурора ОРВ, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Мегиона обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Мегиона (номер) от (дата) признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные жилые дома, в том числе (адрес), где в (адрес) на основании договора социального найма проживают истцы. Просит обязать ответчика предоставить ГСВ, ГАВ другое пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры на условиях договора социального найма, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., жилой не менее "данные изъяты" кв.м, в границах (адрес).
Прокурор ККИ в судебном заседании настаивала на иске.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов но правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика АВФ пояснил, что администрация не оспаривает право истцов на отселение из дома, подлежащего сносу, однако постановлением (номер) от (дата) установлен срок для отселения жильцов до (дата), в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Мегионский городской суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Мегиона просит решение отменить полностью.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора города Мегиона, действующего в интересах ГСВ, ГАВ к администрации города о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к нарушению и неправильному применению норм материального права и являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Требования мотивированы тем, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Суд не установил, а истцы не представили доказательств, что жилое помещение, в котором они проживают представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истцы ГСВ, ГАВ, представитель ответчика Администрации города Мегиона в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора ОРВ возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе, если жилое помещение, в котором они проживают, жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) (номер)-О-П, от (дата) (номер)-О-О и (номер)-О-О, от (дата) (номер)-О-О, от (дата) (номер)-О-О и (номер)-О-О, от (дата) (номер)-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, (дата) между администрацией города Мегиона и ГСВ заключен договор социального найма на (адрес) общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м., совместно с нанимателем в жилое помещение вселен брат, ГАВ ( "данные изъяты").
Согласно поквартирной карточки на (адрес) в (адрес), в квартире постоянно зарегистрированы ГСВ и ГАВ
( "данные изъяты").
В заявлении в прокуратуру от (дата) ГСВ указывает, что его не устраивают сроки переселения из аварийного дома, установленные Постановлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, так как дом находится в промзоне и подвоз питьевой воды для нужд людей производится раз в неделю ( "данные изъяты")
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 47 (в редакции от (дата) N 311).
В соответствии с пунктом 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 42 Положения определено, что оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям производит комиссия на основании заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Заключением муниципальной межведомственной комиссии от (дата) выявлены основания для признания (адрес) аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, подготовленному ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от (дата) состояние фундаментов, стен и перегородок, перекрытия, пола, кровли, окон и дверей, инженерных систем оценены как аварийное. Физический износ дома составляет "данные изъяты". Общее состояние несущих и ограждающих конструкций оценено как аварийное. Техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям, согласно п.п.10,15,16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ (номер) от (дата).( "данные изъяты").
Постановлением администрации (адрес) от (дата) (номер), (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, определено произвести отселение граждан из указанного дома в срок до (дата).( "данные изъяты").
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия согласна с выводом суда, считает его правильным, поскольку, общее состояние несущих и ограждающих конструкций оценено специалистами как аварийное, техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям, согласно п.п.10,15,16 Положения о признании помещения жилым помещением, состояние фундаментов, стен и перегородок, перекрытия, пола, кровли, окон и дверей, инженерных систем является аварийным.
Возлагая на ответчика обязанность предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому, суд первой инстанции учел, что предоставление иного благоустроенного помещения по договору социального найма при признании жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер, поскольку предоставляется в связи с невозможностью проживания в ранее предоставленном жилом помещении.
Выводы суда соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от (дата) (номер)-КГ14-16; Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от (дата).
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость истцам ожидать срока переселения судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку техническое состояние дома является аварийным, в связи с чем требуется немедленное отселение.
Ссылки в апелляционной жалобе о недоказанности опасности для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, поскольку техническое состояние несущих и ограждающих конструкций дома конструкций дома находится в аварийном состоянии, согласно заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, подготовленному ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от (дата) состояние фундаментов, стен и перегородок, перекрытия, пола, кровли, окон и дверей, инженерных систем оценены как аварийное, физический износ дома составляет "данные изъяты"общее состояние несущих и ограждающих конструкций оценено как аварийное. техническое состояние жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, вынесено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести в неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мегионского городского суда от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Мегиона - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.