Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛВД к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании приказа о снятии с учета на получение субсидии недействительным, возложении обязанности по восстановлении в списках на получение субсидии, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ЛВД
на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"исковое требование ЛВД к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании приказа о снятии с учета на получение субсидии недействительным, возложении обязанности по восстановлении в списках на получение субсидии, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
установила:
ЛВД обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры о признании приказа о снятии с учета на получение субсидии недействительным, возложении обязанности по восстановлению в списках на получение субсидии, взыскании судебных расходов, мотивируя заявленное требование тем, что (дата). истец была включена в список граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов и учреждений, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на основании постановления Правительства ХМАО от (дата). (номер)-п.
(дата). в адрес истца поступил приказ о снятии с учета на получение субсидии (номер)-п с формулировкой изменение условий, в результате которых утрачены основания для признания за гражданином право на получение субсидии (увольнение гражданина из государственного учреждения автономного округа). Считает, что приказ об исключении из списка является незаконным и нарушает права истца. Просит суд признать приказ о снятии с учета на получение субсидии недействительным, возложить обязанности по восстановлению в списках на получение субсидии, взыскать судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца СЕА поддержала заявленные требования, дала пояснения по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнив, что незаконными снятием с учета на получение субсидии были нарушены конституционные права ее доверительницы. Просила суд признать незаконным приказ (номер) от 14.12.2015г. о снятии с учета на получение субсидии ЛВД
Ханты-Мансийский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ЛВД просит решение отменить, и вынести новое решение, обязать Департамент строительства ХМАО-Югры восстановить ее в списках на получение субсидии с момента исключения под тем же номером, что был на момент исключения.
Взыскать с Департамента Строительства ХМАО-Югры судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого па жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают ею реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных, допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права.
В семье истца все члены семьи государственные служащие, то есть могли переоформить право на получение субсидии, но были лишены данной возможности, так как Правила, утвержденные Постановлением ХМАО-Югры исключений не содержат.
Лишение реализации определенной материальной гарантии гражданам, которым в силу их особого статуса предоставлена социальная защита, возможно только в случае соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен. В противном случае закону, ухудшающему положение граждан, придается обратная сила, что недопустимо.
Возражения на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона ХМАО - Югры от 06.07.05 г. N 57-оз О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, замещающим государственные должности автономного округа, государственным гражданским служащим автономного округа, работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа (включая учителей, врачей, молодых инженеров), а также сотрудникам и работникам органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшим на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года по месту службы и уволенным до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, имеющим стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет, за счет средств бюджета автономного округа могут предоставляться субсидии на строительство или приобретение жилых помещений.
Порядок и условия предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений устанавливаются Правительством Ханты - Мансийскою автономного округа - Югры - работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, а также сотрудникам и работникам органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшим на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года по месту службы и уволенным до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет.
В целях оказания государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, Правительством автономного округа утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа (далее по тексту Положение).
Согласно п. 2.1. Положения субсидии предоставляются работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не получавшим жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В качестве основания для снятия граждан с учета на получение субсидий в пункте 3.9 Положения указано изменение условий, в результате которых утрачены основания для признания за гражданином права на получение субсидии (увольнение гражданина из государственного учреждения автономного округа либо изменение жилищных условий, при которых гражданин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии по настоящему Положению).
При этом Положение каких - либо ограничений, связанных с причиной и основанием увольнения, не содержит.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Оказание мер государственной поддержки осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа, в связи с чем, закрепив в указанном Положении право работников, осуществляющих деятельность в органах государственной власти автономного округа, работников государственных учреждений автономного округа, работников иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение за счет средств бюджета автономного округа субсидии и определив условия его возникновения и прекращения, Правительство ХМАО - Югры было вправе предусмотреть в качестве основания для снятия граждан с учета увольнение гражданина из государственного учреждения автономного округа, поскольку данная субсидия предоставляется один раз в период работы в государственных учреждений округа, а не после их увольнения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что с (дата) истец состояла в списке граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений работникам, осуществляется иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет бюджета автономного округа.( "данные изъяты"
Приказом Департамента строительства ХМАО - Югры от (дата) (номер)-п ЛВД составом семьи "данные изъяты" человека снята с учета на получение субсидии на основании подп. "г" п. 3.9 Положения, в связи с изменением условий, в результате которых утрачены основания для признания за гражданином права на получение субсидии - увольнение гражданина из государственного учреждения автономного округа( "данные изъяты").
Из трудовой книжки АТ-1 (номер), выданной (дата), следует, что истец (дата). уволена из образовательного бюджетного учреждения (адрес) - Югры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты"" по собственному желанию, в связи с выходов на пенсию (п.З ч. 1 ст. 77 ТК РФ) ( "данные изъяты")..
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку у ответчика имелись основания для снятия истца с учета на получение субсидии, указанная субсидия предоставляется один раз в период работы в государственных учреждениях округа, а не после увольнения с государственной службы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, так как снятие с учета для получения субсидии произведено законно, субсидия положена только работающим государственным служащим, пункт 3.9 Положения расширительному толкованию не подлежит и не содержит сведений об уважительности причины увольнения в связи с выходом на пенсию и невозможности снятия с учета при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения не нашли подтверждения в судебном заседании суда апелляционной инстанции, так как доказательств, подтверждающих указанные доводы в суд истцом не представлено.
Ссылки апеллянта о недопустимости ухудшения ее положения снятием с учета на получение субсидии судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку гражданин с момента включения в список граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений работникам становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о ее предоставлении, и, соответственно, в случае утраты оснований для признания за гражданином права на получение субсидии (увольнение гражданина из государственного учреждения автономного округа) гражданин снимается с учета.
Правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, определены судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем, иные доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличия правовых оснований для отмены решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно постановлено без нарушений материального и процессуального права, оснований для отмены решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЛВД - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.