Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ГУ-УПФ РФ в г.Нягани) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Нягани на решение Няганского городского суда от 13.05.2016 года, которым постановлено:
признать решение ГУ-УПФ РФ в г.Нягани от (дата) незаконным.
Обязать ГУ-УПФ РФ в г.Нягани включить (ФИО)1 следующие периоды: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - курсы повышения квалификации, по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) -учебные отпуска, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ-УПФ РФ в г.Нягани назначить (ФИО)1 страховую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением с (дата) года
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения истца (ФИО)1 и ее представителя Магомедова Р.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что решением ГУ-УПФ РФ в г.Нягани от (дата) ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, из специального стажа были исключены периоды прохождения курсов повышения квалификации, по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства, учебных отпусков, что считает незаконным. Просит признать решение ГУ-УПФ РФ в г.Нягани от (дата) незаконным и необоснованным; включить периоды прохождения курсов повышения квалификации, по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; включить периоды учебных отпусков с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ГУ-УПФ РФ в г.Нягани назначить ей трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением с (дата).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФ РФ в г.Нягани просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что поскольку в спорные периоды истцом не осуществлялась профессиональная деятельность, связанная с педагогической или учебной нагрузкой, решение ГУ-УПФ РФ в г.Нягани об отказе в зачете в специальный страховой стаж спорных периодов является правомерным.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и ее представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что (дата) (ФИО)1 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Нягани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года (далее - Закон).
Решением ГУ-УПФ РФ в г.Нягани от (дата) в назначении пенсии истцу было отказано, поскольку на дату обращения стаж работы истца, связанный с осуществлением педагогической деятельности, составил 24 года 05 месяцев 29 дней, что не дает право выхода на досрочную страховую пенсию.
При подсчете стажа работы, связанного с осуществлением педагогической деятельности истца, ответчиком не были учтены, в том числе, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), а также периоды ее нахождения в учебных отпусках с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), имевшие место в период работы истца в должности "данные изъяты" (педагогический персонал) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования город Нягань "Детский сад N 9 "Белоснежка" комбинированного вида".
Не согласившись с таким решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с положениями ст.8 вышеуказанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст.22 Закона, по общему правилу, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Аналогичные положения содержал и Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст.ст.7, 19, п.п.19 п.1 ст.27).
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.) предусмотрена должность музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях, в т.ч. в детских садах всех наименований.
Факт осуществления истцом в период работы в должности "данные изъяты" в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования город Нягань "Детский сад N 9 "Белоснежка" комбинированного вида" педагогической деятельности в учреждении для детей, предусмотренном Списком, никем не оспаривался и доказательствами не был опровергнут.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, далее - Правила).
Согласно п.4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как правильно указал суд, из положений ст.48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ следует, что для педагогических работников систематическое повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно ч.1 ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с п.21 Рекомендации Международной организации труда N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (Женева, 24.06.1974 года) период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Установив, что в спорные периоды истец в целях повышения квалификации направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства, в связи с обучением в Шадринском государственном педагогическом институте находилась в учебных отпусках, при этом истцу сохранялась заработная плата, что никем не оспаривалось, суд пришел к обоснованному выводу о включении таких периодов в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку, с учетом спорных периодов, на день обращения за назначением пенсии истец имела необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы жалобы не основаны на нормах материального права, поэтому судебной коллегией отклоняются. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
определила:
решение Няганского городского суда от 13.05.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.