Судебная коллегия по административным делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.,
рассмотрела в упрощенном порядке административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N 4 по ХМАО - Югре к (ФИО)1 о взыскании пени по обязательным платежам,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Югорского районного суда ХМАО-Югры от 08 июня 2016 года, которым суд постановил:
"взыскать с (ФИО)1 в соответствующий бюджет пени по земельному налогу в сумме 6129 рублей 88 копеек.
Взыскать с (ФИО)1 в бюджет муниципального образования городской округ город Югорск государственную пошлину в размере 400 рублей".
Заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 4 по ХМАО - Югре обратилась в суд с административным иском к Акимовой Татьяне Петровне о взыскании пени по обязательным платежам. В обоснование доводов указала, что Акимова Т.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:22:8002:2, расположенного в городе Югорске по (адрес), 1 и плательщиком земельного налога. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2013 года Акимовой Т.П. начислены пени в размере 6129 рублей 88 копеек, которые до настоящего времени ею не уплачены. 11 августа 2015 года в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование с установленным сроком добровольного исполнения до 22 сентября 2015 года. Просит взыскать с Акимовой Т.П. пени по земельному налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана
выше.
В апелляционной жалобе Акимова Т.П. просит решение суда отменить как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает, что о месте и времени судебного заседания она извещена не была. В материалах дела отсутствует информация о направлении ей налогового уведомления N 198137 об уплате земельного налога за 7 месяцев 2011 года. В связи с нарушением процедуры добровольной уплаты налога у налогового органа отсутствует право требования как земельного налога, так и пени за 2011 год. Налоговое уведомление об уплате земельного налога было направлено по неверному адресу и ею также не получено. Информации о том, что в 2013 году она владела какими - либо земельными участками, в материалах дела отсутствует. Требование от 11 августа 2015 года также направлено по неверному адресу. Административный истец не представил доказательств направления налоговых требований и уведомлений по надлежащему адресу налогоплательщика, в связи с чем у него отсутствует право на взыскание с нее пеней по земельному налогу.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана
выше.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае несвоевременной уплаты налогов налогоплательщик должен уплатить пеню.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Акимова Т.П. являлась собственником земельных участков, то есть плательщиком земельного налога.
Сведения о начисленном административному ответчику земельном налоге, его периоде и размере для расчета пени, а также доказательства его принудительного взыскания в нарушение ч. 4 ст. 289 КАС РФ административным истцом не представлены.
Административный истец просит взыскать с Акимовой Т.П. пени по земельному налогу за неустановленный год (данные в административном иске противоречат данным расчета пени) в размере 6121 рубля 64 копеек.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
При этом, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Между тем, доказательств принудительного взыскания земельного налога, на который административным истцом были начислены пени, либо их уплате административным ответчиком добровольно административным истцом в судебное заседание не представлено.
Следовательно, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, ст. 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически, заявления о вынесении судебного приказа), и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 годаИ 479-0-0).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В соответствии с требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 2465 по состоянию на 11 августа 2015 года, Акимова Т.П. должна была уплатить пени по земельному налогу в размере 6129 рублей 64 копеек до 22 сентября 2015 года. Соответственно, срок для предъявления заявления о вынесении судебного приказа, либо обращения с иском в суд истекал 22 марта 2016 года.
Ввиду неуплаты пени, 29 марта 2016 года (л.д. 12), то есть за пределами шестимесячного срока, налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Акимовой Т.П. пени по земельному налогу.
Таким образом, процедура принудительного взыскания пени по земельному налогу налоговым органом была нарушена, срок обращения в суд с иском был пропущен, ходатайства о его восстановлении не заявлялись, уважительность причин пропуска срока доказана не была.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административных требований налоговому органу должно быть отказано.
Решение суда первой инстанции об обратном не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Выводы суда основаны на неверном толковании фактических обстоятельств дела.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 К АС РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу (ФИО)1 удовлетворить.
Решение Югорского районного суда от 08 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России N 4 по ХМАО - Югре к (ФИО)1 о взыскании пени по земельному налогу отказать.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.