Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Симоновича В.Г., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (далее БУ "ОКБ") к Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Здравнадзор Югры) об оспаривании акта проверки и предписания,
по апелляционной жалобе БУ "ОКБ" на решение Ханты-Мансийского районного суда от 17 июня 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., объяснения представителя административного истца БУ "ОКБ" (ФИО)4, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Здравнадзора Югры (ФИО)11., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
БУ "ОКБ" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями признать незаконными и отменить акт проверки и предписание Здравнадзора Югры от (дата). В обоснование административного иска указано, что выводы о наличии допущенных нарушений в оспариваемых актах не обоснованы, а обязанность по исполнению оспариваемого предписания на административного истца возложена незаконно.
Судом постановлено указанное решение, которое БУ "ОКБ" просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что судом необоснованно отвергнуты доводы административного истца, вследствие чего вывод суда о законности оспариваемых акта проверки и предписания является ошибочным.
В дополнениях к апелляционной жалобе отмечает, что акт проверки был составлен за пределами установленного срока. Утверждает, что Порядок оказания педиатрической помощи и Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров не свидетельствуют о нарушении пунктов 5 и 6 Правил организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового. Ссылаясь на продолжительность профилактического осмотра, госпитализацию ребенка через два дня после начала медосмотра, находит несостоятельным вывод суда о том, что по достижении ребенком 1 месяца и 4 дней ему не был выполнен весь объем исследований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Здравнадзора Югры указывает на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам ч. 1 ст. 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений и обсудив их, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, следует из материалов дела, что на основании обращений граждан, прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с приказом Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер)-к "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица", в период с (дата) по (дата) Здравнадзором Югры была проведена внеплановая документарная проверка БУ "ОКБ" с целью контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в процессе оказания медицинской помощи гражданке (ФИО)5 и её новорожденному ребенку (ФИО)12, (дата) года рождения, умершему (дата) от системной полиорганной недостаточности, возникшей на фоне врожденной диафрагмальной грыжи с развитием тяжелых осложнений (тотальный некроз ущемленного тонкого кишечника с развитием перитонита и инфекционно-токсического шока).
По результатам проведения проверки был составлены акт от (дата) (номер)-ЛК и вынесено предписание от (дата) (номер)-ЛК по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
В частности, было установлено, что медицинская помощь грудному ребенку (ФИО)16 осуществлена с нарушением требований пункта 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктов 5 и 6 пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В акте проверки отмечено, что в нарушение требований Порядка оказания педиатрической помощи, регламентированного приказом Минздрава России от 16.04.2012 N 366н и Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н, в записях врача - педиатра участкового от (дата) при проведении профилактического осмотра ребенка в возрасте 1 месяц 4 дня отсутствует указание на направление грудного ребенка на консультацию врача - детского хирурга и врача - офтальмолога, обязательность осмотра грудного ребенка которыми регламентирована требованиями приказа (номер)н; врачом педиатром участковым не использованы возможности медицинской организации по полному и своевременному профилактическому осмотру грудного ребенка (ФИО)9 в установленный возрастной период (1 месяц) в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Кроме того, отсутствует указание на направление грудного ребенка на нейросонографию, указание на направление грудного ребенка на УЗИ сердца и органов брюшной полости, обязательность проведения которых регламентирована требованиями приказа (номер)н, что создавало угрозу причинения вреда здоровью грудного ребенка.
Также установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проведен не в полном объеме, эффективность внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности снижена.
Здравнадзор Югры пришел к выводу, что выявленные нарушения в процессе оказания медицинской помощи грудному ребенку Валову Максиму в своей совокупности создавали угрозу причинения вреда его здоровью.
По результатам проверки БУ "ОКБ" выдано предписание: с целью соблюдения пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 291 при оказании медицинской помощи детям соблюдать требования п. 5 и п. 6 Правил организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового, регламентированных приложением N 1 Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 16.04.2012 N 366н;
при проведении профилактических и периодических медицинских осмотров детей соблюдать требования п. 2 раздела I Перечня исследований при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних, регламентированного приложением N 1 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346 н;
провести внеочередное заседание врачебной комиссии медицинской организации по вопросам выявленных нарушений требований Порядка оказания Педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 16.04.2012 N 366н, Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология" и Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н, с привлечением лиц, ответственных за выявленные нарушения.
Полагая вышеуказанный акт проверки и предписание незаконными, БУ "ОКБ" обратилось в суд с настоящим административным иском, разрешая который, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение порядков оказания медицинской помощи, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения о лицензировании).
БУ "ОКБ" c 01.12.2015 года имеет бессрочную лицензию на медицинскую деятельность (номер), выданную Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения ХМАО - Югры и обязано осуществлять медицинскую деятельность с соблюдением требований, регламентированных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утв. приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н предусмотрено, что профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные указанным приказом возрастные периоды в целях раннего своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в срок достижения несовершеннолетними возраста, указанного в разделе I Перечня исследований (пункт 16 Порядка).
Указанный Перечень предусматривает ежемесячное обследование ребенка с момента его рождения, определяет вид специалистов и вид необходимых исследований.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 г.N 366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи.
Согласно п. 17 Порядка оказания педиатрической помощи медицинские организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 12 к Порядку, в том числе в соответствии с Правилами организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового (приложение N 1), определяющими функции данного кабинета.
Выявленные Здравнадзором Югры нарушения при оказании медицинской помощи ребенку (ФИО)13 свидетельствуют о нарушении вышеуказанных требований. При этом доказательств соблюдения установленных Порядков оказания медицинской помощи, административным истцом суду не представлено.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21 (ФИО)14 2011 года N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 87 указанного Федерального закона N 323-ФЗ, внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который создается с целью контроля за выполнением медицинской организацией и ее сотрудниками требований, утвержденных в Российской Федерации нормативных актов, порядков, стандартов и общемедицинских требований с целью предотвращения причинения вреда здоровью граждан.
В ходе проверки Здравнадзором Югры установлено, что должностными лицами, ответственными за организацию медицинской помощи, в том числе детскому населению, и за контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении, сделано заключение о соответствии оказанной медицинской помощи (ФИО)15 требованиям Порядков оказания медицинской помощи, что не соответствует действительности и опровергается установленными судом обстоятельствами.
Таким образом, с учетом того, что требования, предусмотренные Порядком оказания педиатрической помощи, Порядком прохождения медицинских осмотров несовершеннолетними, а равно осуществление внутреннего контроля качества оказываемых медицинских услуг являются обязательными для исполнения БУ "ОКБ", суд пришел к правильному выводу, что административным ответчиком допущено нарушение лицензионного требования, вследствие чего, Здравнадзор Югры правомерно вынес оспариваемое предписание о принятии мер по устранению нарушений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части соблюдения названного Порядка оказания медицинской помощи.
Доводы, приведенные административным истцом в дополнениях к апелляционной жалобе об отсутствии нарушений лицензионных требований при оказании медицинской помощи ребенку (ФИО)9, подлежат отклонению в силу своей несостоятельности.
По результатам проведения проверки в отношении БУ "ОКБ" постановлением Ханты-Мансийского районного суда от (дата), оставленным без изменения решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2016 года, БУ "ОКБ" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), поводом к чему послужило нарушение данным Бюджетным учреждением подпунктов "а" и "б" пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Таким образом, факт нарушения БУ "ОКБ" Положений о лицензировании медицинской деятельности установлен вступившим в законную силу судебным актом и не подлежит оспариванию лицами, участвующими в деле.
Доводам административного истца о нарушении Здравнадзором Югры в ходе проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении проверки без предварительного уведомления лица, без предъявления копии приказа руководителя органа госконтроля, в отсутствие законного представителя, с превышением установленного срока и без предоставления соответствующего акта, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Грубых нарушений Здравнадзором Югры положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ влекущих недействительность проверки из материалов административного дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому признаются судебной коллегией несостоятельными, несоответствующими установленным обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 17 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи коллегии: Симонович В.Г.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.