Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Марьина А.Н.,
судей Морозовой Л.С., Силаевой Н.Л.,
при секретаре Путинцевой М.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Морозовой Л.С.
дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 18 марта 2016 года
по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области о признании незаконным решения об отказе в продолжении выплаты пенсии по выслуге, назначенной на территории другого государства-участника СНГ, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости, назначенную досрочно,
УСТАНОВИЛА:
19 января 2016 года ФИО1 обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (далее УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области) с иском, в котором после уточнения требования просил признать незаконным решение об отказе в продолжении выплаты пенсии по выслуге лет, назначенной на территории другого государства-участника СНГ; признать право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность досрочно назначить и выплачивать страховую пенсию по старости.
В обоснование требований истец указал, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области от 19 октября 2015 года ему отказано в продолжении выплаты пенсии по выслуге лет, назначенной ему со 2 апреля 2009 года по достижении 50-летнего возраста на территории Республики Армении, откуда он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. На его обращение пенсионный орган отказал ему в выплате пенсии со ссылкой на то, что российским законодательством пенсия того же вида не предусмотрена. Считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Сукиасян Л.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Нестерова Т.А. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, считая их не основанными на нормах российского законодательства.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 18 марта 2016 года постановлено:
исковые требования ФИО1 к УПФР (ГУ) в городе Калуге Калужской области удовлетворить;
признать незаконным решение N от 19 октября 2015 года Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области об отказе в продолжении выплаты пенсии по выслуге лет ФИО1, назначенной ему распоряжением Территориального отдела социального обеспечения округов Аван и Нор Норк Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от 18 мая 2009 года;
признать право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 октября 2013 года;
обязать УПФР (ГУ) в городе Калуге Калужской области досрочно назначить и выплачивать ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 октября 2013 года.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области, не согласившись с решением суда, просит его отменить и принять новое судебное постановление об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области Нестерову Т.А., поддержавшую жалобу, ФИО1 и его представителя Сукиасян Л.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал в Республике Армения.
Территориальным отделом социального обеспечения округов Аван и Нор Норк Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от 18 мая 2009 года по достижении возраста 50 лет ФИО1 со 2 апреля 2009 года была назначена пенсия за выслугу лет в связи с творческой деятельностью (работал музыкантом, дудукистом, музыкантом-дудукистом) при наличии профессионального стажа 22 года 09 месяцев 28 дней по профессии 1 группы артистов.
30 мая 2013 года истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации, с указанной даты он зарегистрирован по месту жительства в городе Калуге.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, выплата пенсии по прежнему месту жительства в Республике Армения прекращена, выплата пенсии осуществлена по 30 сентября 2013 года.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, объяснениями сторон и представителем ответчика не оспаривались.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность, применяется Список профессий и должностей работников театров, других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447.
Пунктом 3 названного Списка предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 25 лет имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Учитывая изложенное, суд сделал верный вывод о том, что законодательством Российской Федерации, где в настоящее время проживает ФИО1, предусматривается назначение того же вида пенсии, которую истец получал, проживая в Республике Армения.
Также из дела видно, что 7 августа 2013 года ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по подпункту 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 октября 2013 года. Решением УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области от 25 ноября 2013 года N ФИО1 было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа творческой деятельности (0 лет 0 мес. 0 дней).
27 июля 2015 года ФИО1 обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж периодов работы и назначить пенсию.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 11 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 22 октября 2015 года, постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить частично; признать незаконным отказ УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области в назначении ФИО1 государственной пенсии за выслугу лет, выраженной в решении от 25 ноября 2013 года N; обязать УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о назначении ФИО1 пенсии в соответствии со статьей 7 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" с учетом пенсии, назначенной ему в Республике Армения; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать (л.д.10-12).
Решением ответчика от 19 октября 2015 года N ФИО1 отказано в продолжении выплаты пенсии в соответствии со статьей 7 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" со ссылкой на то, что пенсия того же вида (за выслугу лет дудукистам, музыкантам, музыкантам-дудикистам при профессиональном стаже 22 года 09 месяцев 28 дней) не предусмотрена нормами российского законодательства (л.д.13).
Разрешая заявленные истцом требования, районный суд правомерно исходил из Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, подписанное Российской Федерацией и Республикой Армения.
Из преамбулы названного Соглашения следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, признали, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 данного Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При этом статьей 7 Соглашения установлено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 6 июня 1992 года "О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств", Экономический суд осуществляет толкование применения положений, соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года о толковании применения положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года разъяснено, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.
При этом Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания ч. 1 ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволил Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:
- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;
- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);
- условия назначения пенсии не пересматриваются;
- выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Учитывая изложенное, засчитанная в специальный стаж по законодательству Республики Армении трудовая деятельность ФИО1 в должностях музыканта, дудукиста, музыканта-дудукиста не может быть исключена из его льготного стажа при принятии решения о назначении истцу пенсии в соответствии с российским законодательством на территории Российской Федерации по его новому постоянному месту жительства.
В этой связи доводы УПФ РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут являться основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
дополнить абзацы 3 и 4 резолютивной части решения Калужского районного суда Калужской области от 18 марта 2016 года после слов "О страховых пенсиях" словами "и ст. 7 Соглашения от 13 марта 1991 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В остальном решение Калужского районного суда Калужской области от 18 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.