судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Захаровой С.В.,
судей Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре Киселевой О.Р.,
с участием представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области Дружковой С.А. (по доверенности), прокурора Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2016 года по гражданскому делу
по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах Сарбаевой В.Ф. к Министерству здравоохранения Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного к месту оказания медицинской помощи и обратно, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вачского района Нижегородской области, действуя в интересах Сарбаевой В.Ф., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного к месту оказания медицинской помощи и обратно, взыскании денежных средств.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Сарбаева Валентина Федоровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии со справкой N, выданной Бюро N филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области", является инвалидом первой группы. Сарбаева В.Ф. находится на амбулаторном гемодиализе в Центре экстракорпоральной терапии "Фесфарм НН" с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Согласно справке филиала "Фесмарм НН" ООО "Компании "Фесфарм" от ДД.ММ.ГГГГ года процедуры гемодиализа для Сарбаевой В.Ф. проводятся 3 раза в неделю (по вторникам, четвергам, субботам) по 4 часа в день и назначены ей пожизненно.
Сарбаева В.Ф. проживает по адресу: "адрес".
При этом местом получения специализированной медицинской помощи (гемодиализа) Сарбаевой В.Ф. является филиал "Фесфарм НН" ООО "Компания "Фесфарм", расположенный по адресу: "адрес". Прибывать к месту получения специализированной медицинской помощи Сарбаева В.Ф. вынуждена за свой счет. При этом Сарбаевой В.Ф. представлены чеки на приобретение горюче-смазочных материалов в сумме на "данные изъяты" рублей.
Таким образом, значительное территориальное удаление Сарбаевой В.Ф. от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение ей данной медицинской услуги. При этом проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, ибо в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения пациенткой жизненно необходимого лечения по месту жительства.
На основании изложенного, со ссылкой на положения Федерального Закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 года N1273 "О программе государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 гг.", Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", Федеральным закона от 29.11.2010 года N323-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать и обеспечить доставку неспециализированным транспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа; взыскать с Министерства здравоохранения Нижегородской области в пользу Сарбаевой В.Ф. расходы на горюче-смазочные материалы, понесенные в связи с необходимостью проезда от места жительства до места получения специализированной медицинской услуги в размере "данные изъяты" рублей. В соответствии со ст.206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В ходе производства по делу прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил суд обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать и обеспечить доставку неспециализированным транспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа; взыскать с Министерства финансов Нижегородской области в пользу Сарбаевой В.Ф. расходы, понесенные в связи с необходимостью транспортировки от места жительства до места получения специализированной медицинской услуги и обратно в размере "данные изъяты" рублей. В соответствии со ст.206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 27.07.2015 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2016 года на Министерство здравоохранения Нижегородской области возложена обязанность организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа.
С Министерства здравоохранения Нижегородской области в пользу Сарбаевой В.Ф. взысканы понесенные расходы в связи с необходимостью транспортировки от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи и обратно в размере "данные изъяты" рублей.
В иске Прокурору Вачского района Нижегородской области в интересах Сарбаевой В.Ф. к Министерству финансов Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного к месту оказания медицинской помощи и обратно, взыскании денежных средств - отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Нижегородской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указывает, что перевозка пациентов к месту оказания медицинской помощи не относится к оказанию медицинской помощи и видам деятельности медицинских организаций. Действующими нормативными актами не установлена обязанность медицинской организации по перевозке людей к месту оказания им медицинской помощи. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. N1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" и пунктом 14 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования", утвержденной письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N11-9/10/2-9388, проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в тариф на оплату медицинской помощи не входит. Доказательств подтверждения расходов, связанных именно с поездками к месту оказания медицинской помощи - гемодиализа и обратно на сумму "данные изъяты" руб. не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Вачского района Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 1 статьи 11 данного Закона установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 37 этого же Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 января 2012 года N17н, следует, что медицинская помощь взрослому населению по профилю "нефрология" оказывается в рамках: скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Ст. 80 Федерального закона N323-ФЗ предусматривает, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона N323-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Сарбаева Валентина Федоровна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии со справкой N, выданной Бюро N филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области", является инвалидом первой группы.
С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Сарбаева В.Ф. находится на амбулаторном гемодиализе в Центре экстракорпоральной терапии "Фесфарм НН". Процедуры гемодиализа для Сарбаевой В.Ф. проводятся 3 раза в неделю (по вторникам, четвергам, субботам) по 4 часа в день и назначены ей пожизненно.
Сарбаева В.Ф. проживает по адресу: "адрес".
Местом получения специализированной медицинской помощи (гемодиализа) Сарбаевой В.Ф. является филиал "Фесфарм НН" ООО "Компания "Фесфарм", расположенный по адресу: "адрес".
Таким образом, в связи со значительным территориальным удалением Сарбаевой В.Ф. от медицинского учреждения, оказывающего ей заместительную почечную терапию, она вынуждена прибывать к месту получения специализированной медицинской помощи за свой счет.
Частично удовлетворяя заявленные прокурором требования и возлагая на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанность организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно по графику гемодиализа, суд первой инстанции исходил из того, что транспортировка больных с хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных с хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа подлежит возложению на Министерство здравоохранения Нижегородской области.
Судебная коллегия не может признать данный вывод суда правильным.
Понятие "медицинская помощь" определяется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа не относится непосредственно к медицинской услуге и не является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, не охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
Суд первой инстанции не учел, что в рассматриваемой ситуации вышеуказанная специализированная медицинская помощь оказывается Сарбаевой В.Ф. в плановом, амбулаторном порядке, равно как не принял во внимание и то, что Приложением N7 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N17н (Правила организации деятельности отделения диализа медицинской организации) в обязанности отделения диализа медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю "нефрология", транспортировка больных к месту планового проведения процедуры диализа также не входит.
В соответствии с ч.2 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:
1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);
3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);
4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из письма ГБУЗ НО "Вачская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ г., заместительная почечная терапия, в частности, гемодиализ, проводится в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств ОМС.
Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. N1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и пунктом 14 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования", утвержденной письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N11-9/10/2-9388, проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в тариф на оплату медицинской помощи не входит.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2013 г. N985, также не предусмотрено право пациента, находящегося на амбулаторном гемодиализе, на бесплатную доставку в медучреждение для проведения плановых процедур гемодиализа.
Данные обстоятельства и вышеприведенные нормативные акты не были учтены судом первой инстанции, что привело к ошибочным выводам о наличии у истца права требовать от ответчика обеспечения бесплатной доставки неспециализированным автотранспортом от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи.
Ссылки суда на п. 5 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 января 2012 года N17н, согласно которому доставка больных с нефрологическими заболеваниями в медицинские организации осуществляется бригадой скорой медицинской помощи, не могут быть признаны состоятельными, поскольку данный пункт Порядка регламентирует оказание скорой медицинской помощи, а не специализированной медицинской помощи в рамках планового, амбулаторного лечения.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что Министерство здравоохранения Нижегородской области действует в пределах компетенции, установленной Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 г. N435. Организация и обеспечение доставки неспециализированным автотранспортом от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи и обратно в его компетенцию не входит, данная обязанность не предусмотрена ни нормами действующего законодательства в сфере организации деятельности здравоохранения, ни вышеуказанным Положением.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец Сарбаева В.Ф. имеет право на бесплатную доставку неспециализированным автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, не соответствует вышеприведенным нормам права, а потому является незаконным.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в части возложения на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанности организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, взыскания с Министерства здравоохранения Нижегородской области в пользу Сарбаевой В.Ф. понесенных расходов в связи с необходимостью транспортировки от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи и обратно в размере "данные изъяты" рублей, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и считает необходимым принять по делу в отмененной части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части (в части заявленных прокурором исковых требований в интересах Сарбаевой В.Ф. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного к месту оказания медицинской помощи и обратно, взыскании денежных средств) обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2016 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанности организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом Сарбаевой В.Ф. от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, взыскания с Министерства здравоохранения Нижегородской области в пользу Сарбаевой В.Ф. понесенных расходов в связи с необходимостью транспортировки от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи и обратно в размере "данные изъяты" рублей.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах Сарбаевой В.Ф. к Министерству здравоохранения Нижегородской области о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного к месту оказания медицинской помощи и обратно, взыскании денежных средств - отказать.
В остальной части решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.