Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Захарова СВ,
судей: Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием Деревянкин ВЕ, представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода Тенсина А.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захарова СВ
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Деревянкин ВЕ
на решение Приокского районного суда г. Н.Новгорода от 26 мая 2016 года
по иску Деревянкин ВЕ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода о признании права на государственное софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, об обязании совершить действия по зачислению на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица дополнительных страховых взносов в повышенном размере по программе государственного софинансирования,
УСТАНОВИЛА:
Деревянкин ВЕ обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода о признании права на государственное софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, об обязании совершить действия по зачислению на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица дополнительных страховых взносов в повышенном размере по программе государственного софинансирования.
Исковые требования Деревянкин ВЕ мотивированы тем, что он является военным пенсионером с марта 1991 года. В соответствии с Федеральным Законом N от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" он с ДД.ММ.ГГГГ добровольно вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в Приокском отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ он получил на руки уведомление из территориального органа (по Приокскому району) Пенсионного Фонда Российской Федерации о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 13 ФЗ N от 30.04.2008г. добровольные пенсионные взносы были уплачены истцом в Пенсионный Фонд РФ на счет в 2009-2014 годах по 12000 рублей ежегодно, что отражено в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В связи с чем, в соответствии со ст. 13 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" истец получил право государственной поддержки формирования пенсионных накоплений с 2010 года и получал такую поддержку в размере "данные изъяты" рублей в 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годах.
ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 60 лет и по Закону N от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ" он получил право на трудовую пенсию по старости - страховую часть трудовой пенсии по старости, имея возраст 60 лет и страховой стаж более 5 лет. Но, исходя из положений ст. 13 ч. 2 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, где прописано: "Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного п.1 ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется, исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более "данные изъяты" рублей в год", в 2014 году он не стал обращаться в Пенсионный Фонд за назначением трудовой пенсии и, перечислив в 2014 году в Пенсионный Фонд "данные изъяты" рублей добровольных взносов, рассчитывал на получение софинансирования от государства его будущей пенсии в "данные изъяты" рублей.
Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ N от 30.04.2008г. в редакции 2014 г.: "Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным Фондом РФ с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным Законом в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования". Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ N от 30.04.2008г. в редакции 2014 г.:: "Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного п. 1 ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии определяется, исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более "данные изъяты" рублей в год".
В связи с этим истец считает, что на основании ст. 13 ч. 2 и ч.3 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ в редакции 2014 года Пенсионный Фонд обязан был рассчитать сумму софинансирования его пенсионных накоплений за 2014 календарный год, учитывая, что в 2014 календарном году (с ДД.ММ.ГГГГ) он получил право на трудовую пенсию и в 2014 календарном году не обращался в Пенсионный Фонд за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, и уплатил в 2014 календарном году "данные изъяты" рублей добровольных страховых взносов.
Однако в нарушение закона Пенсионный Фонд рассчитал сумму софинансирования формирования пенсионных накоплений за 2014 календарный год на основании ч. 1 ст. 13 ФЗ N: "Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется, исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченных застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более "данные изъяты" рублей в год".
Таким образом, Пенсионный Фонд при подсчете суммы софинансирования за 2014 календарный год проигнорировал условия, что в 2014 году он, имея право на трудовую пенсию, не обратился за ее установлением, тем самым понес определенные материальные потери в расчете на 4-х кратное софинансирование по условиям ст. 13 ч. 2 ФЗ N в редакции 2014 года. И вместо законных "данные изъяты" рублей софинансирования за 2014 календарный год он получил лишь "данные изъяты" рублей софинансирования. По вине Пенсионного Фонда он недополучил "данные изъяты" рублей.
В нарушение закона Пенсионный Фонд при подсчете софинансирования за 2014 календарный год не применил надлежащую статью Закона - ст. 13 ч. 2 ФЗ N.
Новая редакция ч. 2 ст. 13 ФЗ N, действующая с 01.01.2015г., распространяется на будущие правоотношения сторон. Пенсионный Фонд незаконно перенес условия, определенные в ст. 13 ч. 2 ФЗ N в редакции от ДД.ММ.ГГГГ применительно к 2014 календарному году, т.е. придал обратную силу ст. 13 ч.2 ФЗ N в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, что допускается лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Истец указывает, что согласно положений ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным Фондом заявка в 2015 году на четырехкратное софинансирование его добровольных взносов за 2014 г. не направлялась. В результате истец получил ущерб в размере 36000 рублей (48000-12000 р.). Ссылку на изменение в ФЗ N с ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованной, поскольку и новая редакция этого закона допускает софинансирование его пенсионных накоплений за 2014 г. 1:4.
Статьей 12 п. 1 ФЗ N определяется равное право на софинансирование для застрахованных лиц, вступивших в правоотношения с Пенсионным Фондом с целью уплаты дополнительных страховых взносов:
а) для подавших заявление о вступлении в правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании старой редакции Закона. В этой редакции п. 1 ст.12 застрахованные лица имеют право гос.поддержки независимо от получения любой пенсии в период до подачи такого заявления.
б) для застрахованных лиц, вступивших в правоотношения после ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию они не являются получателями одного из видов пенсий в соответствии с законодательством РФ, за исключением лиц, которые являются получателями пенсии в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... ".
Таким образом, ст. 12 п. 1 в обоих случаях дает получающему пенсию с 1991 г. по закону 4468-1 права не меньшие, чем для тех, кто вступил в правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ, не являющихся получателями к этому времени ни одного из видов пенсии, и в дальнейшем в соответствии со ст. 13 п. 2 получивших право на четырехкратное софинансирование. Он после вступления в правоотношения с Пенсионным Фондом РФ в 2008 году не обращался за назначением ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством РФ как и те, кто не получал ни одного из видов пенсии до подачи заявления о вступлении в правоотношения.
В связи с изложенным, с учетом изменения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, истец Деревянкин ВЕ просил суд: в соответствии с ФЗ N56-ФЗ от 30.04.2008г. признать за ним право на 4-х кратный размер взноса государства на софинансирование формирования пенсионных накоплений за 2014 календарный год в сумме "данные изъяты" руб.; обязать Пенсионный фонд РФ в "адрес" зачислить на специальную часть его индивидуального лицевого счета застрахованного лица денежную сумму в размере "данные изъяты" руб. как недополученную в 2015г. по программе софинансирования формирования пенсионных накоплений за 2014 календарный год; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" руб. (л.д. 34).
Решением Приокского районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в иске Деревянкин ВЕ к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" о признании права на государственное софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, об обязании совершить действия по зачислению на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица дополнительных страховых взносов в повышенном размере по программе государственного софинансирования - отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Деревянкин ВЕ просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что его право на государственное софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникло в 2014 году, до вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
Правоотношения по добровольному вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.
Право на получение накопительной пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ предусмотрено, что:
1. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начавшие уплату указанных взносов в период по ДД.ММ.ГГГГ ...
2. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
3. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 рублей.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ:
1. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.
2. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", либо иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48000 рублей в год (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N216-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно редакции ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ: "Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48000 рублей в год.".
3. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
4. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.
Материалами дела установлено, что Деревянкин ВЕ, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. пожизненно в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с заявлением о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Деревянкин ВЕ является участником Программы государственного софинансирования пенсий, которая регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно выписке из специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его дополнительных страховых взносах (ДСВ) на накопительную часть трудовой пенсии, в рамках программы истцом за 2009-2013 гг. произведен ряд платежей по уплате дополнительных страховых взносов в сумме "данные изъяты" руб. в год. За истекший календарный год (2014г.) размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплаченный Деревянкин ВЕ, также составил "данные изъяты" руб.
В 2015 году Деревянкин ВЕ как участнику государственной программы софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства было установлено софинансирование со стороны государства за 2014 год в размере 1 : 1.
В 2014 году, достигнув возраста 60 лет, Деревянкин ВЕ не обратился за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", однако являлся получателем иной пенсии по линии другого ведомства (военный пенсионер).
Разрешая спор по существу и отказывая Деревянкин ВЕ в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец не имеет права на выплату взноса на софинансирование в повышенном размере исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший (2014 г.) календарный год, поскольку является получателем пенсии по линии Министерства обороны в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с чем пришел к обоснованному выводу о несоблюдении в данном случае одного из условий, предусмотренных ст.13 ч.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании и применении положений действующего законодательства и подтвержден доказательствами, имеющимися в деле и оцененными в соответствии с правилами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ.
Как указано выше, частью 2 ст.13 закона N56-ФЗ определены условия, при одновременном соблюдении которых размер взноса на софинансирование, осуществляемое государством, устанавливается в повышенном размере:
если застрахованное лицо имеет право на страховую пенсию в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях";
если это застрахованное лицо не обратилось за установлением ни одной из следующих выплат (отсутствие волеизъявления застрахованного лица на получение трудовой пенсии по старости):
страховой пенсии;
накопительной пенсии;
срочной пенсионной выплаты, предусмотренной п.2ст.2 Закона N360-ФЗ;
единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренной п.1 ст.2 Закона N360-ФЗ;
иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи.
Поскольку Деревянкин ВЕ является получателем иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации - предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", необходимое условие для приобретения права на повышенный размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений (исходя из увеличенной в четыре раза суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более "данные изъяты" руб. в год) у истца не возникло.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что его право на государственное софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в 2015 году возникло в 2014 году, до вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что произведенное Деревянкин ВЕ в 2015 году софинансирование формирования пенсионных накоплений за 2014 год в размере 1:1 было произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2008г. N56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г. Н.Новгорода от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.