Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л,
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 04 июля 2016 года
гражданское дело по иску Щербаковой К.В., Коноваловой Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего Коновалова Е.В., к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
и, заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В., представителя Министерства социальной политики по доверенности Саулиной К.С.,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что Щербакова К.В. является инвалидом первой группы, страдает заболеванием, включенным в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, проживает вместе с внучкой Коноваловой Н.А. и малолетним правнуком Коноваловым Е.В. по адресу: " ... " - в квартире, находящейся в собственности ее дочери Щ.Г.А. 17 января 2014 года Щербакова К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вместе с внучкой Коноваловой Н.А., являющейся инвалидом с детства третьей группы, и правнуком Коноваловым Е.В. В конце декабря 2015 года - начале января 2016 года им стало известно о том, что дом, в котором находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании изложенного истцы просят суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить им на условиях социального найма во внеочередном порядке, т.е. незамедлительно, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, по норме предоставления, действующей в г. Нижнем Новгороде, с учетом того, что Щербакова К.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Представитель истцов и третьего лица Щербаковой Г.А. на основании доверенностей Сперанская Т.Ю. иск поддержала.
Представитель администрации города Нижнего Новгорода, извещенной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал.
Третье лицо Щ.Г.А. не возражала против удовлетворения иска.
Представители Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, отдела опеки и попечительства управления образования администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, министерства социальной политики по Нижегородской области, извещенных о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 04 июля 2016 года исковые требования Щербаковой К.В. удовлетворены.
На администрацию города Нижний Новгород возложена обязанность предоставить Щербаковой К.В. вне очереди на семью из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв.м с учетом ее права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Коноваловой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Коновалова Е.В., отказано.
В апелляционной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам дела. В частности, заявитель указывает на недоказанность проживания истцов разными семьями и на то, что администрация города Нижнего Новгорода не является надлежащим ответчиком по делу.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Категориям граждан, указанным в ч.3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4).
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.1 и 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Вместе с тем, в ч.3 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N817.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Щербакова К.В. является инвалидом первой группы бессрочно по общему заболеванию, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (л.д. 10, 11, 48, 49).
Распоряжением главы администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от 23.12.2013 г. N " ... " Щербакова К.В. с семьей 4 человека (внучка Коновалова Н.А., супруг внучки К.В.В., правнук Коновалов Е.В.) признаны малоимущими с целью постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 8).
Распоряжением главы администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 г. N " ... " Щербакова К.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семьей 3 человека: Щербакова К.В., ее внучка Коновалова Н.А. и правнук Коновалов Е.В. (л.д. 9).
Из дела видно, что Щербакова К.В. в собственности жилья не имеет, вместе с внучкой Коноваловой Н.А., также являющейся инвалидом третьей группы с детства, и правнуком Коноваловым Е.В., " ... " года рождения, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, находящейся в собственности ее дочери Щ.Г.А., по адресу: " ... " (л.д. 7, 12, 13, 19, 50).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.11.2013 г. N " ... " многоквартирный дом, расположенный по адресу: " ... ", в котором находится занимаемая истцами квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, и в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 03.12.2015 г. N " ... " земельный участок, занимаемый многоквартирным домом N " ... ", и объекты недвижимости, расположенные в нем, изъяты для муниципальных нужд (л.д. 14, 15-16, 30-33).
Установив, что до настоящего времени Щербакова К.В. жильем не обеспечена, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить ей вне очереди на семью из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв.м с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Оснований сомневаться в обоснованности данных выводов суда первой инстанции, вопреки утверждениям заявителя, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку материалами дела подтверждено, что Щербакова К.В. в установленном порядке признана малоимущей и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения органов местного самоуправления о признании истца малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях не отменены и в судебном порядке не оспорены.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации города Нижнего Новгорода о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст.14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст.ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.2 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч.3 ст.3 названного Закона Нижегородской области органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями обеспечивают в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области.
В ст.4 названного Закона Нижегородской области также предусмотрено в качестве одной из форм финансирования в области жилищных отношений предоставление межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, участвующим в реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений урегулированы Законом Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Данный Закон Нижегородской области предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.51 ЖК РФ, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года (п.2 ч.1 ст.1).
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, при этом при исполнении переданных государственных полномочий они обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (п.1 ч.1, п.1 ч.2 ст.4).
Устав города Нижнего Новгорода в ст.9 устанавливает, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Нижегородской области, по вопросам, не отнесенным, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, при этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется за счет предоставляемых Нижнему Новгороду субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Нижегородской области, в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст.41 Устава администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области.
В соответствии с ч.11 ст.43 Устава администрация города Нижнего Новгорода обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - администрацию города Нижнего Новгорода.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.