Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Зенченко Н.А.
на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 июля 2016 года
гражданское дело по иску Зенченко Н. А. к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на участие в подпрограмме и о возложении обязанности,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав объяснения Зенченко Н.А. и представителя Администрации г. Н. Новгорода - по доверенности Бекишевой Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Зенченко Н.А. обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что с рождения, то есть с "данные изъяты" до 24 декабря 2014 года постоянно проживала в "адрес", имеет статус выехавшей добровольно из зоны отселения, жильем не обеспечена, распоряжением Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 21.10.2015 г. N 1441-р принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, однако в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы ей отказано ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным подп. "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках названной подпрограммы. Не соглашаясь с таким отказом, Зенченко Н.А. с учетом всех изменений иска просит суд признать за ней право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и обязать администрацию города Нижнего Новгорода включить ее в список граждан-участников подпрограммы с даты подачи заявления.
Представитель администрации города Нижнего Новгорода - по доверенности Бекишева Е.С. иск не признала.
Представители Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, министерства социальной политики Нижегородской области, извещенных о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
Решением суда от 15 июля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Зенченко Н.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зенченко Н.А. "данные изъяты" родилась в "адрес", который Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582 включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в составе зоны отселения (л.д. 18, 57).
До 24 декабря 2014 года она проживала в "адрес", с 28 мая 2015 года в связи с переездом в "данные изъяты" имеет статус выехавшей добровольно из зоны отселения (л.д. 10-11, 19, 20, 56).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 21.10.2015 г. N 1441-р Зенченко Н.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжением от 09.12.2015 г. N 1629-р снята с данного учета (л.д. 49, 52, 55, 119, 151).
2 ноября 2015 года истец обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории граждан, выехавших из зоны отселения и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (л.д. 50-51).
Решением комиссии по рассмотрению документов граждан на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы от 13 ноября 2015 года (протокол N 4) Зенченко Н.А. отказано в признании участником подпрограммы на основании подп. "а" п.22 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 ввиду несоответствия требованиям, указанным в подп. "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы (ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1) (л.д. 146-147).
Разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Данные выводы суда мотивированы, обоснованны и согласуются правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определениях от 25.02.2013 г. N 235-О, от 14.05.2015 г. N 1007-О.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу п.7 ст.17 названного Закона РФ гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч.2 ст.22 того же Закона РФ гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст.ст.20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливая при этом дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной защиты, установлен ч.1 ст.13.
Граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства не выделены названным законоположением в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно: к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возмещение вреда и меры социальной поддержки в период проживания в этой зоне предоставляются им на основании ст.20 указанного Закона. Выезжая из названной зоны на новое место жительства, они приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных его ст.17 для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения.
При этом, как следует из ч.2 ст.22 Закона РФ такие граждане приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения, лишь при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
В подп. "б" п.3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подп.6.2 п.6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1038, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, Минстрой России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения но вопросам, отнесенным к установленной сфере его деятельности.
Тем самым, давая оценку законности и обоснованности отказа в признании истца участником названной подпрограммы, суд правомерно признал, что разъяснения, данные в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 6348-ЕС/05, являются правомерными и согласуются с приведенными выше позициями Конституционного Суда РФ.
В силу этих разъяснений предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Поскольку истец рождена на территории зоны отселения после 30 июня 1986 года, то по объему прав, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", она правомерно приравнивается к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, а поэтому право на получение мер социальной поддержки в настоящее время не имеет, поскольку такое право у неё возникнет о только после выхода на пенсию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в постановлениях Конституционного Суда РФ не приведены разъяснения о применении приведенных выше положений Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в отношении граждан, родившихся (а не переехавших для проживания) после 30 июня 1986 года в зоне отселения, к числу которых относится истец, а суд, рассматривавший спор, не вправе самостоятельно определять правовой смысл нормы права, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании и применении действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании и применении норм материального права, не содержат оснований для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данного спора правомерно и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенченко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.