Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
судей Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Иванова А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделению в "данные изъяты" ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении государственного жилищного сертификата, поступившее с апелляционной жалобой Иванова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 2 февраля 2016 года, которым постановлено об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
Иванов А.В. обратился в суд с иском о предоставлении ему государственного жилищного сертификата, ссылаясь на то, что он ДД.ММ.ГГГГ как военнослужащий получил служебное жильё по адресу: "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ был уволен из рядов Вооружённых Сил РФ с выслугой лет 13 лет 11 месяцев по "данные изъяты" ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями. ДД.ММ.ГГГГ был включён в список очередников на получение государственного жилищного сертификата; в 2002 году он сертификат не получил и в связи с новой подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в данную подпрограмму; ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по управлению жилищным фондом в/ч N он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включён в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты". Однако ДД.ММ.ГГГГ в территориальном отделении "адрес" ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации он получил отказ во включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в электронную базу "Учёт" с момента возникновения права на получение сертификата с 2002 года со ссылкой на то, что он обеспечен жильём, что, по его мнению, является незаконным.
Судом принято решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истца Иванова А.В. ставится вопрос об отмене решение суда как незаконного.
В судебное заседание истец Иванов А.В., третье лицо ФИО2, представители Министерства обороны РФ, ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны РФ, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Иванова А.В. - адвоката Бырыбина Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Абзацами 8 и 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального округа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В силу абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 3 п. 14 ст. 15).
Аналогичные положения обеспечения военнослужащих, проходящих службу в закрытых военных городках, служебными жилыми помещениями содержались и в п. 3 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации" (не применяется в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений").
Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 405-ФЗ в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" введён п. 18, согласно которому право выбора населённого пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населённых пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
До 2011 года действовала программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675, включавшая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в рамках реализации которой Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В п.п. "б" п. 5 Правил закреплено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также посёлков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В настоящее время действует федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, включающая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", также предусматривающая, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и посёлков учреждений с особыми условиями хозяйствования, государственные обязательства по обеспечению жильём которых за счёт средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, имеют право на улучшение жилищных условий.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, которыми предусмотрено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6); граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, к заявлению об участии в подпрограмме должны прилагать, в том числе, справку о проживании на территории закрытого военного городка (п. 19); проверка документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил, осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (п. 21); список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется до 1 августа года, предшествующего планируемому. Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил и непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил (пп. "а" и "б" п. 22).
Из анализа приведённых выше норм следует, что проживание определённых категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы и связана со спецификой данных населённых пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
В целях совершенствования порядка учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила, устанавливающие единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретённого) за счёт средств федерального бюджета (п. 1), и являющиеся обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счёт средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы (п. 2).
Данными Правилами предусмотрено, что контроль за ведением учёта и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретённого) за счёт средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3); вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов (п. 4); нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении (пп. "а" п. 6).
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий содержится в п. 7 Правил, к которым относятся, в частности наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (пп. "г"); избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пп. "и"); основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п. 9 Правил).
Случаи, при наличии которых военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, определены в п. 10 Правил, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются уволенные с военной службы в запас или в отставку граждане, которые прибыли и встали на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо остались проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, при наличии одного или нескольких оснований, перечисленных в п. 7 Правил, в числе которых избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Учёт указанной категории граждан, установление очерёдности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение государственных жилищных сертификатов и жилья, а также рассмотрение спорных вопросов осуществляется образованными при органах исполнительной власти субъектов РФ комиссиями по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданными при органах местного самоуправления, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Основанием рассмотрения вопроса о постановке на учёт служит личное заявление указанных выше граждан.
По делу установлено, что Иванов А.В. проходил военную службу в Вооружённых Силах РФ.
ДД.ММ.ГГГГ он как военнослужащий получил служебное жильё по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, где был зарегистрирован с семьёй составом из 3-х человек (он, жена, сын).
Приказом командующего войсками "данные изъяты" округа военно-воздушных сил и противовоздушной обороны N от ДД.ММ.ГГГГ был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ( "данные изъяты" Федерального закона) с зачислением в запас, имеет выслугу лет в Вооружённых Силах: календарную - 13 лет 11 мес.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.В. был включён в список очередников на получение государственных жилищных сертификатов, однако сертификат не получил и в связи с новой подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 года" ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в данную подпрограмму; ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по управлению жилищным фондом в/ч N он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включён в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"; его супругой ФИО2 также было написано заявление о рассмотрении вопроса о выделении жилищного сертификата на отселение в "данные изъяты" область из указанного жилого помещения.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 11.10.2011г. N 1779-р, посёлок "адрес" (военный городок N) исключён из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р.
Письмом "данные изъяты" территориального отделения ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено об отказе во включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в электронную базу "Учёт" с момента возникновения права на получение сертификата с 2002 года со ссылкой на то, что он обеспечен жильём.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Иванов А.В. является обеспеченным жилым помещением, исходя из учётной нормы в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, поскольку он, его бывшая супруга ФИО3 и сын ФИО4 зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, обшей площадью "данные изъяты" кв.м.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Утверждения апелляционной жалобы Иванова А.В. о том, что наличие у него жилья по месту службы не лишает его права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов А.В. признавался нуждающимся в жилье и включался в список очередников на получение государственного жилищного сертификата в связи с проживанием в закрытом военном городке и необходимостью отселения из него.
Действующим законодательством, регламентирующим порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возможность сохранения за ними права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого не предусмотрена.
Согласно абзацам 1 и 3 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п.п. "б" п. 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Из изложенного следует, что целью предоставления субсидии по приведённому выше основанию является необходимость отселения из указанных населённых пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населённых пунктов. При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников подпрограммы, но и в период реализации права.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 г. N 1779-р был изменён перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 752-р. В соответствии с данными изменениями из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков исключён военный городок N в "адрес" области.
Сведений о признании Иванова А.В. как в период службы, так и после увольнения с неё нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, что определено в абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и наличии соответствующих решений комиссии о принятии его на учёт именно в данном статусе материалы дела не содержат.
С момента утраты военным городком N ( "адрес") "данные изъяты" статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Иванова А.В. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата, и последний перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что, поскольку возможности сохранения за гражданами, не признанными в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка названные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают, оснований для удовлетворения исковых требований Иванова А.В. у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, которое соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 2 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.