Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей - Курочкиной И.А., Шуваевой Е.И.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Курску и Курскому району Курской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени, поступивший с частной жалобой УПФР в по г.Курску и Курскому району Курской области на определение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 28 марта 2016 года о возврате административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., судебная коллегия
установила:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Курску и Курскому району Курской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени.
Определением судьи Промышленного районного суда г.Курска от 16 марта 2016 года административное исковое заявление оставлено без движения.
Основанием к оставлению административного искового заявления без движения послужило то, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины при подаче административного иска в размере "данные изъяты" ... Административному истцу предоставлен срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Промышленного районного суда г.Курска от 28 марта 2016 года административное исковое заявление возвращено Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Курску и Курскому району Курской области ввиду невыполнения требования, изложенного в определении судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
В жалобе, поданной УПФР по г. Курску и Курскому району Курской области на определение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 28 марта 2016 года об оставлении административного искового заявления без движения, ставится вопрос о его отмене, как незаконного.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.
При вынесении обжалуемого определения судья указала на невыполнение УПФР по г.Курску и Курскому району Курской области определения судьи Промышленного районного суда г.Курска от 16 марта 2016 года в установленный срок.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судьи.
В соответствии с п.6 ст.333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Во исполнение определения суда от 16 марта 2016 года УПФР по г.Курску и Курскому району Курской области 24 марта 2016 года, то есть в пределах предоставленного судьей срока, направило в Промышленный суд г.Курска заказным письмом заявление о зачете ранее им уплаченной государственной пошлины в размере "данные изъяты" при подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени с ФИО6 в размере "данные изъяты"., приложив все необходимые документы, в том числе подлинное платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины на сумму "данные изъяты".
Кроме того, указанное заявление содержало ходатайство о предоставлении административному истцу отсрочки уплаты государственной пошлины по иску в недостающей сумме - "данные изъяты"
Вместе с тем, при разрешении вопроса о принятии к производству суда административного иска судьей указанные ходатайства разрешены не были.
Кроме того, требование об уплате государственной пошлины по настоящему административному иску на законе не основано.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (пенсионные органы) в силу п.1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов (пенсионный орган), направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Судебная коллегия, исходя из системного толкования вышеприведенных норм приходит к выводу о том, что при решении вопроса об уплате Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Курску и Курскому району Курской области государственной пошлины при обращении в суд с настоящим административным иском необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Разрешая вопрос, относится ли пенсионный орган к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, пенсионные органы, созданные, в том числе, с целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскания страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Таким образом, суд первой инстанции определением от 28 марта 2016 года неправомерно возвратил административное исковое заявление УПФР по г.Курску и Курскому району Курской области.
Отменяя определение судьи районного суда и разрешая вопрос по существу, как того требует п.2 ст.316 КАС РФ, судебная коллегия направляет административное исковое заявление Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Курску и Курскому району Курской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени в Промышленный районный суд г.Курска для решения вопроса о его принятии к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Промышленного районного суда города Курска от 28 марта 2016 года о возврате административного искового заявления Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Курску и Курскому району Курской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени отменить и разрешить вопрос по существу, направив дело в тот же районный суд для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.